Транспортная изоляция Армении может завершиться?

13 ноя 2012
Транспортная изоляция Армении может завершиться? Это произойдет в случае возобновления ж/д сообщения Грузии и России

Новая власть Грузии может деблокировать ж/д через Абхазию

«Грузия должна восстановить железнодорожное сообщение с Россией через абхазский участок, и это будет означать выход Абхазии из транспортной изоляции», - заявил на днях госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили.

Грузинский министр подчеркнул также: «Мы должны способствовать восстановлению транспортного движения через Абхазию. Как железнодорожного, так и автомобильного. Причем мы обязаны исключить политическую подоплеку и рассматривать проблему исключительно в экономическом ключе».

В Баку, Ереване и Сухуми комментируют заявление грузинского министра

Это заявление Пааты Закареишвили вызвало широкий резонанс в столицах Азербайджана, Армении и Абхазии.

В частности, официальный Баку выразил обеспокоенность в связи с тем, что возобновление ж/д сообщения между Грузией и Россией через Абхазию может положить конец многолетней транспортной изоляции Армении. В оборонном ведомстве Азербайджана опасаются, что абхазская железная дорога может быть использована для транзита российских военных грузов в Армению.

В Ереване, напротив, заявление грузинского министра вызвало воодушевление. Как заявил армянский политолог Давид Шахназарян, «возобновление работы абхазско-грузинского участка железной дороги является стратегически важным для Армении, так как это самый короткий и дешевый путь из Армении в Россию».

Впрочем в самой Абхазии не в восторге от предложения грузинского министра. Как заявил секретарь Совета национальной безопасности Абхазии Станислав Лакоба, если такое предложение из Тбилиси поступит, оно будет для Сухуми неприемлемым. «К сожалению, это предложение имеет политическую подоплеку, с целью вернуть беженцев, - подчеркнул господин Лакоба. - Однако те, кто хотел вернуться, уже вернулись. Это предложение не попахивает даже железной дорогой, однако может привести к эскалации напряженности».

Да и сам министр Грузии, видимо, испугавшись резонанса от своего заявления, поспешил дезавуировать свою инициативу. «Грузия никогда не будет предпринимать шаги, направленные против интересов Азербайджана», - подчеркнул он. Тем самым он дал понять Еревану: если официальный Баку выступил против возобновления ж/д сообщения через Абхазию, то Тбилиси вынужден будет согласиться с этой позицией.

Более откровенно выразился лидер «Европейских демократов Грузии» Паата Давитая. «Мы категорически против восстановления железнодорожного и автомобильного сообщения с Абхазией, - заявил он. – Если железная дорога через Абхазию откроется, то каждый второй поезд будет взрываться».

Абхазский маршрут и новая железная дорога из Баку в Карс

Еще один важный аспект: возобновление ж/д сообщения через Абхазию создаст конкуренцию железнодорожному маршруту Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс. Эта магистраль примечательна тем, что она выведет из транспортной изоляции Нахичевань, которая не имеет сухопутной границы с остальной территорией Азербайджана. В настоящее время все транспортные грузы из Нахичевани в остальную часть Азербайджана доставляются по автодорогам либо через Иран, либо через Грузию.

Кроме того, открытие сообщения по этому маршруту ослабит позиции Армении, так как будет налажено круглосуточное ж/д сообщение из Азербайджана и Турции и обратно. В Ереване опасаются, что Турция по новому железнодорожному маршруту будет доставлять в Азербайджан оружие и вооружения. А это усилит военную мощь Азербайджана.

Возможен ли ж/д «Шелковый путь»?

Еще один важный момент: соседние Туркменистан и Узбекистан также хотят присоединиться к проекту Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс. В частности, Ташкент и Ашхабад планируют протянуть от Баку ветку до городов Туркменбаши (Туркмения) и Навои (Узбекистан). Это будет означать создание нового «Шелкового ж/д пути» из Центральной Азии через Азербайджан и Грузию в Европу.

Дмитрий КИСЕЛЕВ, политический обозреватель