«Экипаж». Взгляд из зала

4 июн 2016
«Экипаж». Взгляд из залаВ день закрытия сезона Дома кино, 31 мая, удалось посмотреть фильм режиссера Николая Лебедева «Экипаж».

Не раз приходилось видеть аналогичные «ходынки». Поэтому, когда без двадцати начало (а может, и раньше) свободных мест уже не было, не раздумывая, в вечернем платье, черных лаковых шпильках, одна из первых присела на ступеньку в проходе. Смотрели на меня, помахивающую веерком, мягко говоря, как на… Но потом и эти места стали дефицитными.

На первых рядах сидят многие знаменитости, перечисление которых нецелесообразно. «Свободные» зияющие красные места заботливо огорожены газетками, сумками, пиджаками для опаздывающих (а потом и вовсе не пришедших) друзей. Тщетны уговоры освободить свято место, Даже пассажиры лайнера в фильме были дружелюбнее друг к другу.

Возле меня пристроилась подмосковная пара – сын-юноша и молодая мама, которая ему под спинку подкладывает сумочку. Спрашивают, две ли серии, успеют ли на электричку. А вот девушка, которая явно опоздала, а теперь отчитывает парня: «Куда ты меня привел!?» На аншлаговый фильм, милая. «Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет, уже посадку объявили на долгожданный самолет» (Ю. Антонов), вернее выход съемочной группы. Пилот-режиссер Николай Лебедев (кстати, играл пилота-инструктора) под аплодисменты объявляет каждого. VIPы – В. Машков и Д.Козловский ныне на новых съемках, и далече. Но остальные участники заняли всю сцену. Аж три госпожи Яковлевы – Елена, Александра и Екатерина. Сергей Газаров от волнения все время жевал жвачку. Его же герой – начальник авиакомпании – как раз человек собранный, респектабельный. Вот сыгравшая роль Александры Агне Грудите(не в честь ли Александры Яковлевой это имя дали сценаристы?), Сергей Шакуров (отец главного героя), Сергей Кемпо (бортпроводник – хорошая фраза фильма: «В небе все профессии – мужские»), прекрасная Ксения Георгиади, фигуристая Ирина Пегова, композитор фильма Артём Васильев…

Итак, звучит его великолепная музыка (живой оркестр п/у С. Скрипки) – тревожная, волевая, победная. Дальше она будет вторить звукам катастрофы – лязгам, громам, трескам, вою и свисту ветра, рокоту пропеллера… Или они ей…
Взлетаем. Зал-самолет набирает высоту. Интерес нарастает. Сюжет захватывает. Семейные и рабочие конфликты, любовь, удачные реплики, сопровождаемые аплодисментами: «Ну, вот мы и дома!» — радуется пилот Алексей Гущин (Данила Козловский), когда поднялся в небо. Действительно, «Только в полетах живут самолеты,/ Только в полете растет человек (опять цитирую Ю.Антонова).

Недаром пожелали приятного просмотра. Интересно, хорошо видно. Но я в своем более чем «эконом-классе» начинаю испытывать онемение конечностей. Моя шпилька туфли кого-то достала. «Извините ради бога». Когда хлопала, потеряла веер. Ищу. Дама наискосок справа (она же на сиденье – мягком, красном, насиженном) мне: «Какая вы беспокойная!» Замираю, группируюсь, зачем-то кладу руки сзади на шею, прижав голову. И правильно. Уже не рано. Начинается турбулентность. В кульминации наши герои – один — приверженец инструкции, опытный и требовательный (Леонид Зинченко – Владимир Машков), другой — бескомпромиссный новичок – (Алексей Гущин – Данила Козловский) – оказываютсяв ситуации на грани. Они уже бывали в таких киноэкстримах, Машков вообще на «Краю», Козловский на хоккейном поле, где анестезией: «Тебе не больно, Харламов!», а девизом: «Играй, как Родину защищаешь!»

Но кульминация затянулась. Явные воздушные ямы сценария. Оченьдолго (полчаса, больше?) поливает огненная лава разбушевавшегося вулкана. На борту курить нельзя (начало конфликта), а строить заводы в опасной зоне и посылать туда на работу россиян можно?

Все трещит, ломается, взрывается, несется, сметая на своем пути. Но потенциальные пассажиры все же остаются живы. Как они выжили-то? В любом случае (компьютерно или реально снято) всем актерам и статистам надо дать премию. Режиссер вообще герой.

«Сердце стучится загнанной птицей,/Перегоняя отпущенный век». Не замечаю даже, как трепещет осиновым листом мой найденный веер. Соседка просит махать в ее сторону. Мама из Подмосковья трясет из флакона таблетки. Из зала крики: «Шакуров, молодец!» — «Да это Машков!» Шакуров потом тоже будет молодец.

Подняты темыотцов и детей, вседозволенности чиновников и чьего-то раболепства перед ними, следования инструкциям или обход их в нештатных ситуациях, спорности поговорки «После драки кулаками не машут». Но уж больно нарочита сцена, когда Гущин-старший подходит к своей квартире, а на ступеньках спит только что приземлившийся его герой-сын. После такой драмы кусок в горло не полезет, аиз отцовской авоськи торчит докторская колбаса. Но он, в век компьютеров печатающий на машинке, как отец, всегда современен (немного поможет – дальше сам – вспомним Болконского-старшего). Показался банальным каламбур: «В тюрьму сядешь!» — «Нам бы сначала на землю сесть». Жаль, не развили ниточку пассажиров-молодоженов. Она без него в грузовую корзину не пойдет (как и Роуз в лодку – «Титаник»), а он? Не дали ему возможность показать себя геройски, только обнимался, как попугай-неразлучник.

В жанре блокбастера и лучших традициях Голливуда фильм «Экипаж» Н. Лебедева совсем не клон «Экипажа» А. Митты, о чем режиссер предупредил вначале. Как и две «Иронии судьбы» Э. Рязанова, это два разных фильма. Да, все мы летели в одном самолете, сопереживали героям, аплодировала пилотам при приземлении, но такого единения, как на «Легенде № 17» испытать не пришлось. Фильмы-катастрофы «Титаник», «Метро», «Экипаж» А. Митты, которому в титрах идет благодарность,хочется пересматривать. Там множество психологических портретов, обнаруживающих свою сущность в трагедии, много схожего с судьбой любого человека. Ана эту картину я вряд ли пойду повторно. Увидела, услышала, восхитилась, оглохла. Молодцы! Все «ружья» стреляли. Даже «акробатическое» мышление сына первого пилота (Сергей Романович) помогло подкинуть идею перебраться из одного самолета в другой. Сочной была режиссерская находка, когда в диспетчерской при обсуждении полета сотрудница (как раз Александра Яковлева, кстати, не только актриса, сыгравшая в фильме «Экипаж» — 1979, но и почетный железнодорожник России!) говорит: «Не надо им мешать!», ее оппонент произносит: «Вы не были в такой ситуации», на что Александра-Тамара, сыграв даже глазами, отвечает: «Вы уверены?!» Одна фраза, но сколько в ней мудрости, опыта, трагизма… Вообще, крупные планы хороши.Очень понравился образ второго пилота Саши Кузьминой. Целеустремленность, ответственная работа сделали ее героиню до срока мудрее своего избранника. Но «срок» пришел и уравнял влюбленных. Нет, я еще раз схожу на этот фильм.

…На выставке в фойе Дома кино сразу бросилась черно-белая фотокартина на батике Марии Брезгуновой «Данила Козловский». Фотоаппарата нет. Многих просила, не сдавалась, вдохновленная бороться до конца. Выручили девушки из видеогруппы, которые брали у нас интервью – сняли и прислали. Делюсь.

Елена МАРТЫНЮК