Новый шедевр Дуни Смирновой

Новый шедевр Дуни Смирновой «Кококо» - фильм закрытия Российских программ 34 Московского международного кинофестиваля

29 июня в Доме кино состоялось торжественное закрытие Российских программ 34 Московского международного кинофестиваля. Завершением киносмотра стал показ фильма Авдотьи Смирновой «Кококо». Событие символично совпало с днем рождения режиссера.

С первых кадров фильма, как по волшебству, о духоте и тесноте забылось. Он всецело завладел зрительским вниманием. …С шумом открывается дверь, и в купе к героине Лизе (Анна Михалкова) вваливается громкоголосая жизнерадостная Вика (Яна Троянова) с репликой: «Без мужиков едем, как в СВ!»

Но Вике «без мужиков» все-таки плохо, она во второй реплике сообщает, что идет в вагон-ресторан. Такому соседству интеллигентная Лиза явно не обрадовалась, ее лицо выражает презрительную скуку и досаду. Симпатии к соседке не прибавила и утренняя пропажа сумок обеих особ. В отделении милиции интеллигентную коренную петербурженку отпускают, а грубую провинциалку Вику задерживают. Уже выйдя на улицу, Лиза спохватывается. Совесть не дает ей бросить товарку по несчастью. И вот Вика – без паспорта, без денег, но с искренней благодарностью, в петербургской квартире Лизы. Пока хозяйка в своем музее «перебирает бумажки», а то и откровенно кемарит на рабочем столе, Вика моет пол в ее доме, драит до блеска закопченные плиту, чайник, накрывает на стол...

Вот радости-то в Лизиной однообразной беспросветной женской доле: ей далеко за тридцать, разведена, бездетна, "синий чулок"! Рюмка-другая веселящего напитка, русская народная песня в аутентичном исполнении Вики и – происходит у Лизы случилось откровение: «Какая же жизнь классная!» А потом между двумя женщинами случилось нечто вроде взаимного чувства - не пошлого, не запретного, а некоего высокого и духовного, на уровне почти родственной привязанности!

Дуня Смирнова как-то рассказывала, что свой предыдущий фильм, «Два дня», она сняла о чувстве мужчины и женщины, а отнюдь не о взаимоотношениях власти и интеллигенции, и писался он конкретно на Ксению Раппопорт и Федора Бондарчука. Фильм «Кококо» она также прицельно поставила на блистательных актрис Анну Михалкову и Яну Троянову. И можно предположить, что фильм также о дружбе-любви двух женщин, а не о противопоставлении двух Россий – столичной и провинциальной, интеллектуальной и рабочей, инфантильной и трудолюбивой, культурной и грубой, как можно прочитать в многочисленных рецензиях. Дружба-любовь не может продлиться долго, если люди будут постоянно претендовать на душевное и физическое пространство друг друга, жить сиамскими близнецами, которых удивленно рассматривает Вика в Кунсткамере. Даже головы двуглавого орла - герба Российской империи – смотрят в разные стороны!

Какой же героине больше симпатизирует Смирнова? Думается, никакой, так как созданы они без нерва режиссера. От обеих в конце фильма устаешь. Ни одной не сочувствуешь в полной мере, и уж, тем более, ни одна не запала в душу, хотя сыграли актрисы по максимуму.

Но заслуга фильма в том, что две героини, пройдя «школу злословия» (передача на ТВ, которую ведет Дуня Смирнова), в ее «десятом классе» все же «выродили» себя настоящих. Вика, которой море по колено, оказалась, по сути, недолюбленной маленькой девочкой. Она может отчаянно, по-детски рыдать от обиды, а в конце фильма испуганно-заполошно кричать-умолять: «Не отдавайте меня ей, пожалуйста, не отдавайте!»

А Лиза, наигравшись новой игрушкой, как диковинным экспонатом в Кунсткамере, заскучала, ее раздражение переросло в состояние аффекта, едва не кончившееся трагедией. Помните, как она вдруг кричит бомжу, попросившему денег: «Не дам, ни за что!» Но все же разворачивается на 180 градусов и бежит обратно в отделение забирать заявление. О чем оно? На кого и на что она в нем жаловалась? Не ясно.

Велико же чувство превосходства над сирым желание видеть его таким, поучать его, самоуверенно пытаться помогать, чтобы подрасти в собственных глазах. Игнорируя неизбежное фиаско. Живуче и понятие «халява».

Такая вот «школа злословия». Но, думается, в недалеком времени сорная травка «вика» размножится и победит, став Викторией, а «лизы» останутся карамзинскими Бедными Лизами.

Несколько раз в ходе просмотра зал аплодировал, особенно произнесенной Викой цитате: «Мы в ответе за тех, кого приручили!» Яна Троянова в интервью говорила, что краски образа своей героини нашла в своем же пубертатном периоде. Вообще, хваткость Вики, ее обучаемость можно только приветствовать. А вот напор, нахрап, многократное повторение «Лиза, выходи, Лиза, выходи…» доведет до кипения любого, как пытка равномерно капающего крана подаренного ею фонтана, как назойливое кудахтанье кур поутру. Может, это тоже причина назвать фильм именно так? На самом деле слово «рококо» в устах невежды превратилось в звукоподражание «кококо»...

Особый респект музыке Сергея Шнурова – драйвовой, комической, но с оттенком драмы, что соответствует жанру фильма. Саундтрек с удовольствием можно слушать и вне киноконтекста.

В заключение приведу слова критика Светланы Степновой: «Картина получилась спорной и неоднозначной, но о ней лучше составить собственное мнение, а не ориентироваться на чужое». Воистину так.

Елена МАРТЫНЮК

Тэги:

Комментарии


Мы в соцсетях

   
Наверх