Почему в России действуют высокие налоги на труд?

Почему в России действуют высокие налоги на труд?Снизить ставки социальных взносов мешает устаревшая распределительная система выплаты пенсий.

Одним из барьеров на пути возвращения российской экономики на траекторию роста являются высокие ставки отчислений работодателей во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд (22%), Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) и Фонд социального страхования (2,9%). Согласно оценкам PricewaterhouseCoopers, по уровню налогов на труд (35,6%) Россия превосходит не только развитые страны, такие как Великобритания (11,2%), Швейцария (17,7%) или Германия (21,2%), но и некоторые государства бывшего соцлагеря, в частности, Польшу (24,8%) и Казахстан (11,2%).

По мнению экспертов IndexBox, ключевая причина высоких налогов на труд - наличие распределительной пенсионной системы, требующей высоких социальных взносов (22% в РФ против 19,6% в среднем по ОЭСР) и при этом не способной обеспечить приемлемое соотношение средней пенсии к средней зарплате (35,7% в РФ против 54% в среднем по ОЭСР). К числу негативных факторов также относится низкий пенсионный возраст, установленный в далеком 1932 году - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин против 61,9 года для женщин и 62,8 для мужчин в среднем по ОЭСР. Из-за этого даже высокие ставки отчислений не позволяют балансировать бюджет ПФР: по подсчетам Минфина, в 2016 году его дефицит составит 175 млрд рублей.

Снизить налоги на труд можно только за счет постепенного демонтажа распределительной пенсионной системы, полагают аналитики IndexBox. Долгосрочной целью должен стать переход к системе, полностью состоящей из добровольных накоплений граждан, наличие которой будет стимулировать занятость в старших возрастах, рост частных накоплений и, что немаловажно, рождаемость. В рамках этой системы государство должно будет гарантировать лишь страховку от бедности в случае нетрудоспособности, которая будет выплачиваться вне зависимости от возраста.

Переход к такой конфигурации пенсионной системы займет время активной жизни двух поколений, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. По его мнению, одним из первых шагов на пути к демонтажу распределительной системы могло стать стимулирование более позднего выхода на пенсию за счет увеличения размера будущих выплат. Другой возможный шаг - изменение правил индексации пенсий, чтобы расходы на пенсионное обеспечение, выраженные в процентах к ВВП, снижались в период экономического роста, а не росли. К числу мер Назаров также относит постепенное повышение пенсионного возраста, ликвидацию льгот на получение досрочных пенсий, а также направление в пенсионную систему доходов от экспорта углеводородов и приватизации госсобственности.

Однако когда подобная трансформация пенсионной системы станет возможна, большой вопрос.

Источник