Образ российской бизнеследи

Образ российской бизнеследи Феномен «деловой женщины» стал неотъемлемой частью жизни современной России. По данным ассоциации женщин-предпринимателей России, на их долю приходится около 30% руководящих постов в производственной и социальной сфере. Российские женщины все чаще становятся предпринимательницами, все глубже внедряясь в традиционные сферы мужской деятельности: бизнес, политику, управление, рекламно-издательское дело, финансы, СМИ...

Скрытая сила

Именно СМИ часто преподносят образ деловой женщины как новый социальный идеал. В то же время замечено, что российские компании, возглавляемые женщинами, не слишком крупные и не могут похвалиться большим размахом. Дело в том, что наши деловые дамы пока еще боятся рисковать в своих непростых делах и предпочитают вести себя осторожно в мире «акул капиталистического мира». Закомплексованность пока еще живым в подсознании патриархатом заставляет их пасовать перед большими делами и трудностями, которые ставят перед собой мужчины. Но в малом бизнесе, как и в любви (а это еще подмечено Мишелем Монтенем), они «сильнее мужчин, тут и сравнивать нечего».

Ломая стереотипы

Давние исследователи этого феномена на Западе ввели понятия «страх успеха» и «страх отделения». Такими терминами обозначаются эмоционально-душевные состояния женщин, ставших профессионалами и обнаруживших в себе желание переступить порог обыденной жизни и заявить о своих карьерных побуждениях. В подобных случаях резко меняется сфера деятельности. При этом неофитам в деловых отношениях приходится бороться с бессознательной тревогой, сопротивлением окружающих, родных и коллег и давлением стереотипов. Профессиональный успех из-за этого у многих начинающих свое дело ассоциируется с потерей женственности, жизненно важных отношений и здоровья.

В Московской области достаточно большое количество женщин-руководителей. Некоторых я знаю лично.

Похвальная самокритичность

Профессиональная компетентность женщин зачастую оказывается выше мужской. Она опровергает сложившиеся в нашем обществе стереотипы, и у окружающих возникает несколько возможностей отреагировать на это: опровергнуть факт компетентности, или же, признав женщину компетентной, подвергнуть ее остракизму, исключив из сферы общения.

Независимо от форм собственности предприятий, которыми они управляют или владеют, бизнеследи стараются совместить функции владельца, менеджера и квалифицированного специалиста. И здесь на помощь им приходят такие качества, как рациональное мышление и поведение, уравновешенность, твердость воли и внимание к моде. И в то же время деловым женщинам свойственна самокритичность. Свои деловые качества и профессиональные достижения более чем в половине случаев бизнеследи оценивает ниже, чем деловой мужчина – свои. Психологи утверждают, что для женщины в деловых отношениях гораздо важнее иметь возможность контролировать свое время, чем рост прибыли. С другой стороны, более всего деловые женщины озабочены поисками источников пополнения оборотных средств для своих производств.

Она красива и умна!

Идеальный образ деловой женщины складывается из профессиональной компетенции, образованности, умения общаться с людьми, серьезного отношения к своей внешности, склонности к лидерству. Согласно проводимым исследованиям, деловая женщина четко знает, что ей надо от жизни, у нее есть интересная работа, к тому же она красива и умна. По мнению опрошенных, в такой женщине наблюдается гармония женственности и деловитости, силы воли и обаяния, целеустремленности и чуткости. Кроме того, для этих женщин характерна большая мягкость, больший интерес к людям вообще. Это часть женской натуры – общаться, разговаривать, устанавливать отношения, вести переговоры. Они более эффективны в таких делах, чем мужчины.

Без взаимного ущерба

В системе ценностей, как ни крути, превалирует работа, затем – семья, потом – «активная жизненная позиция», уход за собой и здоровье, далее - материальный достаток. А познание как творчество – на десятом месте. Отметим, что у деловых мужчин, ведущих такой же образ жизни, работа стоит на четвертом месте, у женщин, работающих на государственных должностях – на восьмом. Но это не значит, что этим факторам уделяется по значимости столько же времени. Значительная часть его тратится в первую очередь на домашнее хозяйство, семью и саморазвитие. И гораздо меньше – на общение и поддержку здоровья. У значительного большинства деловых женщин постоянная нехватка времени на личные нужды. И только не более 15 из 100 удается оптимально сочетать работу с личной жизнью без взаимного ущерба.

Куда деваться от эмоций?

Подобный характер работы накладывает явный отпечаток и на семейную жизнь. Большинство деловых женщин считает себя лидерами в супружестве. Но почти половина из них ощущает потребность быть настоящей женщиной – слабой, беззащитной, чувствительной и чувственной.

Подобные «домостроевские» эмоциональные настроения не всегда эффективны при деловых отношениях, особенно с мужчинами, которые чутко улавливают момент, когда женщина готова уступить в бизнесе, и пользуются этим. Действительно, мужчины, зачастую более свободно ориентируясь в вопросах деловых отношений, чаще прибегают к интенсивной экспансии и даже к авантюрам, которые, впрочем, могут привести к краху предприятия или фирмы.

Кстати, значительная часть деловых женщин время от времени подвержена эмоциональным срывам и может закатить истерику, так как причины такого состояния на две трети связаны с работой и только на одну – с личной или семейной жизнью. Правда, «могут закатить истерику» не значит, что ее обязательно закатят. Деловые женщины в состоянии сдержать себя. А эмоциональное напряжение снимается при встречах с друзьями или продлением рабочего дня до полного изнеможения.

Резервы растут и крепнут

И все же количество деловых женщин увеличивается, растет и их профессионализм, изменяется психология, крепнет деловая хватка и умение выжить в непростых условиях бизнеса. И не случайно опросы показывают, что около 20 % юных девиц в возрасте от 16 до 19 лет считают, что они в состоянии открыть собственное дело. Впрочем, в этом возрасте все кажется возможным и преодолимым.

Анатолий УРАЛОВ, социолог