Почему в России падает уровень образования?

17 июл 2012
Почему в России падает уровень образования? Эксперт Сергей Комков в интервью ИАП АЗЕРРОС критикует политику Минобразования РФ

ПРОЩАЛЬНЫЙ «ПОДАРОК» ФУРСЕНКО И ВОЗМУЩЕНИЕ В ГОСДУМЕ

На прошлой неделе, в преддверии ухода Госдумы на летние каникулы, три оппозиционные фракции в очередной раз бунтовали. Нет, на этот раз они возмущались не по поводу политических процессов в стране.

Поводом для критики сейчас стало беспардонное, по мнению ряда законодателей, поведение Андрея Фурсенко, который в последний день своей работы на посту министра образования, практически в обстановке секретности, подписал новое распоряжение, которое грозит подорвать основы нынешней системы образования в средних школах.

Самое обидное заключается в том, что господин Фурсенко не вынес проект своей директивы на обсуждение экспертного сообщества, а утвердил его в приказном порядке. Итак, подписанный Фурсенко новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) сокращает число обязательных для изучения в школе предметов до 6-ти. А за остальные дисциплины родители ребенка должны будут раскошелиться, так как эти предметы выходят за пределы госстандартов.

«Утвержденные Минобразования госстандарты содержат в себе реальную угрозу массового нарушения прав человека и срыва программы модернизации страны, - отмечается в письме депутатов Госдумы в адрес спикера нижней палаты Сергея Нарышкина. - Есть все основания полагать, что реализация ФГОС повлечет массовое нарушение гарантированного 43-й статьей Конституцией права на образование».

К 17 июля под инициативой расследовать деятельность бывшего министра подписался уже 91 депутат Госдумы, в то время как по закону достаточно автографа 90 народных избранников.

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ РАСТЕТ ЧИСЛО «НЕДОРОСЛЕЙ»

Между тем, на нынешних выпускных экзаменах в школах прозвучал тревожный сигнал. За год почти вдвое увеличилось число школьников, не получивших аттестат.

По предварительным данным Рособрнадзора, в 2012 году более 25 тысяч школьников не справились с ЕГЭ. Например, физику провалили 12% школьников, историю — 13%, а на экзаменах по русскому языку и математике получили «неуд» 3,1% и 7,5% выпускников школ. Напомню, что на получение аттестата влияют не все экзамены, а только обязательные для всех — русский язык и математика. Остальные дисциплины нужны только для поступления в вузы.

В итоге эти «недоросли» получат лишь справки о прослушивании курса среднего общего образования. Пересдавать единый госэкзамен им разрешат только через год, впрочем, они могут поступить в колледжи, где можно получить среднее специальное образование.

Однако это вряд ли может стать панацеей от безграмотности. «Еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов», - призналась с трибуны недавно состоявшегося в Москве «Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы» декан филфака МГУ Марина Ремнева.

Она назвала причину такого опасного явления. Это – решение Андрей Фурсенко объединить русский язык и литературу в один ЕГЭ. По мнению декана филфака, «нужно вернуть сочинение в число обязательных экзаменов и оставить в старших классах четыре часа литературы».

Декана, как и большинство других преподавателей ВУЗов и учителей школ, возмутило решение министерства образования объединить «русский язык» и «литературу» в один предмет. В итоговой резолюции «Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы» звучит требование в адрес министерства образования – отменить соответствующую директиву Фурсенко.

Опасность в том, что уже сегодня школьниками «литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни», - отмечают участники съезда.

По просьбе ИАП АЗЕРРОС новые госстандарты и проблему грамотности школьников комментирует президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

- Я решительно возражаю против новых госстандартов, так как они для меня означают лишь одно: отныне государство не хочет нести ответственность за формирование личности в средней школе. И если эти госстандарты будут реализованы, то уже через одно десятилетие мы получим безграмотных выпускников школ, которые будут обладать лишь отрывочными знаниями и которых нельзя будет считать грамотными и образованными. Это будет означать, что у России не будет высококвалифицированных специалистов, а сама страна окончательно потеряет шанс догнать по уровню экономического и технологического развития страны Запада. И тогда Россия может окончательно превратиться в сырьевой придаток развитых стран.

Владимир КРУГЛИКОВ, политический обозреватель