«Система МВД не могла реформироваться, ее нужно было реформировать!»

«Система МВД не могла реформироваться, ее нужно было реформировать!» В интервью ИАП АЗЕРРОС член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Союн Садыков поделился своим видением ситуации в МВД, мнением о реформах в ведомстве

- Что, по вашему, подтолкнуло президента к решению реформировать систему МВД, и насколько это было необходимо?

- 10 ноября сотрудники органов внутренних дел отмечали свой профессиональный праздник. Уже полвека в России отмечается этот день. Именно в 1962 году был издан указ о введении государственного праздника — Дня милиции. И вот уже два года, после переименования милиции в полицию указом президента России, этот праздник называют Днем сотрудников органов внутренних дел.

В этот день принято не только поздравлять и принимать поздравления, но и подводить промежуточные итоги, определять дальнейшие пути развития. Поэтому, хочу не только присоединиться к поздравлениям и пожеланию успехов сотрудникам правоохранительных органов, но и обозначить свое видение ситуации в МВД и предложить к обсуждению ряд вопросов, которые, по моему мнению, требуют незамедлительного решения.

1 марта 2011 вступил в силу новый закон "О полиции", сменивший закон о милицейской службе. Давайте вспомним, что предшествовало этому и когда в России, наконец-то, заговорили о срочной и масштабной реформе в системе МВД. Безумные и преступные действия начальника ОВД "Царицыно" Дениса Евсюкова в 2009 году, расстрелявшего несколько ни в чем не повинных людей, вызвали огромный резонанс в обществе. Заговорили о причинах, породивших подобное преступление. Десятилетиями на глазах у всего общества шел процесс деградации МВД, которая, по-видимому, тогда многих это устраивало. Но вот череда громких скандалов вокруг сотрудников милиции, в том числе и преступление Евсюкова, положили начало тому, что можно считать коренной реформой МВД России.

Президент Медведев объявил реформу, которая предусматривала сокращение численности сотрудников органов внутренних дел, ротацию руководства МВД, избавление милиции от «лишних» функций, переход на финансирование из федерального бюджета и многое другое, что должно было бы, по мнению высшего руководства страны, оздоровить правоохранительные органы. Также было принято решение о переименовании милиции на «полицию», что вызвало немало кривотолков в обществе.

Мне до сих пор непонятно, почему преобразование необходимо было начинать с переименования. В российском обществе слово «полиция» воспринималось неоднозначно, и у большей части населения оно ассоциировалось с чем-то инородным и чуждым. Но, тем не менее, из-за чьей-то прихоти, желания соответствовать западным стандартам хотя бы внешней атрибутикой, произошло это бездумное переименование, на которое были потрачены немалые деньги из бюджета, деньги, которых всегда не хватало для той же милиции на ее элементарные нужды и которые можно было бы потратить для ее же модернизации. Дело, конечно же, прошлое, но сам факт, как у нас проводят реформы, говорит о многом. К сожалению, любая реформа в нашей стране чаще всего сопровождается тем, что принимаются нелогичные и непопулярные решения.

Нельзя, конечно же, отбрасывать со счетов, что Россия всего лишь двадцать лет назад пошла по пути демократических преобразований, начала строить новую государственность. Страна пережила немало страшнейших потрясений, в борьбе против сепаратизма, экстремизма и национализма удалось все-таки сохранить Россию. В стране за последние годы принято немало замечательных законов, направленных на укрепление стабильности в обществе и стране, защищающих права и интересы различных категорий граждан.

После президентских выборов в марте 2012 года страна, по сути, перешла к новому этапу строительства правового и цивилизованного государства. И реформирование системы МВД – важнейшее звено нынешнего этапа в развитии современной России.

Насколько мне известно, в рамках реформирования с марта по август 2011 года проходила переаттестация сотрудников МВД, в результате которой из системы было уволено около двухсот тысяч человек, в их числе около половины генералов МВД, а более двадцати генералов не прошли аттестацию. Были даже озвучены сроки завершения реформ в МВД – 1 января 2012 года. Но последние шокирующие события, в частности жестокое убийство молодого парня тремя сотрудниками роты патрульно-постовой службы ОМВД по району Хорошево-Мневники с целью завладения автотранспортом, и другие преступления, совершенные полицейскими, свидетельствуют о том, что ситуация в МВД далека от идеальной, и требуются более радикальные меры для того, чтобы действительно реформировать это ведомство.

Теперь по существу вопроса – прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что реформа МВД была просто необходима, поскольку ведомство перестало справляться с возложенными на него обязанностями, как в силу причин объективных, поскольку новые условия требовали принципиально новых подходов к решению стоящих перед милицией задач, так и в силу причин субъективных, так как милиция оказалась одной из наиболее коррумпированных сфер, произошло сращивание милицейских структур с организованной преступностью, престиж структуры упал ниже допустимой отметки и т.д.

- Какие задачи, на ваш взгляд, стояли перед реформаторами МВД?

- Главная задача, которую предстояло решать реформаторам, это оптимизация деятельности МВД. Это и переход на международно-правовые стандарты в работе, к освоению современных технологий, избавление от несвойственных ведомству функций, проведение серьезной чистки рядов. Реформы должны были быть направлены на то, чтобы сотрудники органов внутренних дел могли эффективно и профессионально реагировать на новые вызовы и угрозы.
Это только первоочередные задачи, но уже это должно было повлиять на отношение граждан к правоохранительным органам и изменить имидж системы в глазах россиян.

- Почему даже эти, как Вы говорите, первоочередные задачи не были выполнены?

- Определенные шаги были предприняты, но они, к сожалению, были обречены на провал с самого начала, поскольку реформа была отдана на откуп самой системе.

Но и общество так и не смогло сформулировать, какой должна быть сегодняшняя система правоохранительных органов. Интернет был перегрет, с одной стороны, историями о беспределе милиции, а, с другой – подсчетами, во сколько нам выльется ее переименование в полицию. На этом обсуждение и закончилось, да и сегодня нельзя сказать, что конструктивных предложений стало намного больше.

К реформе нельзя было приступать, не изменив устаревший подход, когда государство, а не граждане оценивают деятельность полиции. Нельзя было оставлять важнейшим критерием оценки деятельности структуры – количество раскрываемых преступлений. Аттестацию полицейских, которая проводилась исключительно внутренними силами, необходимо было проводить с участием представителей гражданского общества, в том числе правозащитных организаций. В результате никакого очищения рядов не произошло. Не прошли аттестацию менее 1% сотрудников - 7000 из 875 300. Поэтому мы и имеем такой результат.

- То есть, реформа МВД, по сути, провалилась?

- На мой взгляд, здесь скорее следует говорить о том, что системой еще всерьез не занимались. Были сделаны некоторые косметические преобразования. Система не могла реформироваться, ее нужно было реформировать! И в этом смысле реформа только-только начинается, поэтому и важно говорить о направлениях реформы, о конфигурации системы, которую мы хотели бы получить в результате реформы, о методах и инструментах, необходимых для ее реализации. Чем собственно сегодня и озабочено руководство МВД. Радует то, что Владимир Колокольцев среди первоочередных задач обозначил задачу наведения порядка в системе учета и регистрации преступлений. На наш взгляд, это очень важно, поскольку это не просто отказ от набившей у всех оскомину «палочной системы», это изменение критериев оценки деятельности структуры. Также предстоит изменить кадровую работу в МВД, повысить эффективность деятельности службы безопасности. И, по сути, провести ревизию ряда преобразований, которые уже дали отрицательный эффект – возможно, потребуется вернуть упраздненные при Нургалиеве ряд городских и поселковых отделов внутренних дел, специальных учебных заведений. Надеюсь, что новое руководство будет более обдуманно и взвешенно заниматься «оптимизацией».

- Как Вы считаете, возможно ли побороть коррупцию в системе МВД?

- Это действительно крайне сложная, но решаемая задача. Здесь недостаточно того, чтобы система внутренней безопасности работала как часы. Бороться с коррупцией мы сможем только в том случае, если на то будет политическая воля и контроль со стороны граждан. В противном случае – это будут только разговоры о борьбе с коррупцией, а не борьба с ней. Общество, как мне кажется, готово сегодня продвигаться в данном направлении, но и власть должна раз и навсегда заявить, что закон – един и обязателен для всех. Решение В. Путина в отношении руководства Министерства обороны я как раз рассматриваю как определенный сигнал власти.

- Какие вопросы реформирования системы МВД предстоит решать в ближайшее время, а какие предварительно целесообразно обсудить с экспертами и представителями гражданского общества?

- Считаю, что в вопросах реформирования системы МВД необходимо прежде всего создать все необходимые условия сотрудникам правоохранительных органов для выполнения ими своего профессионального долга и повышения его имиджа в обществе и стране.

Должен быть разработан базовый социально-страховой пакет для всех без исключения сотрудников ОВД, в который можно было бы включить следующие положения.

При приеме на работу в МВД с сотрудником должен быть заключен 10-летний контракт. Необходимым условием при приеме на работу должно быть наличие у сотрудника МВД высшего юридического образования, а также желательно экономического и психологического, или он должен быть выпускником колледжа МВД. Необходимо проводить тестирование на знание истории, географии и литературы России, русского языка, национального состава страны, культуры, традиций и обычаев народов, населяющих страну (хотя бы в общих чертах).

В соцпакет необходимо включить льготы, связанные со здоровьем сотрудника (медицинское страхование, страхование жизни, выплаты в случае рождения ребенка, отдыха и другое); льготы, связанные с обеспечением комфорта сотрудников (оплата транспортных расходов, мобильной связи, корпоративного автомобиля, жилья, ссуды на покупку жилья, кредиты на личные нужды); льготы, связанные с обучением сотрудника (тренинги, курсы повышения квалификации, языковые курсы и т. д.).

Сотрудники ОВД должны быть обеспечены хорошими жилищными условиями. Обязательно, чтобы этот социальный пакет распространялся и на его семью и на родителей сотрудника, если они пенсионного возраста. Зарплата у полицейских также должна быть достойной. Это станет огромным стимулом в работе, а также привлечет немало желающих выбрать профессию полицейского, а также позволит повысить требования к кандидатам.
В случае получения инвалидности в служебное время зарплата сотрудника, его соцпакет должны сохраняться до его пенсионного возраста, а потом ему должна выплачиваться достойная пенсия. Считаю, что на одном из заседаний Госдумы необходимо обсудить все предложения по социально-страховому пакету для сотрудников правоохранительных органов.

К сожалению, до настоящего времени сотрудники ОВД, потерявшие здоровье, погибшие и т.д. оказывались вместе со своими семьями на обочине жизни, один на один со своими проблемами. Это подрывает авторитет как к правоохранительным органам, так и к государству, которому они служат.

Конечно же, должна быть разработана система поощрений для тех, кто добивается высоких показателей в работе, не имеет взысканий по работе. Если же сотрудник правоохранительных органов нарушил свой профессиональный долг перед обществом и государством, наказание должно быть адекватным и строгим. Он должен быть лишен всех льгот, которые были у него и его семьи. И самое главное, этот человек лишается возможности когда-либо служить в системе МВД. Такие меры способны противостоять халатности и коррумпированности в ведомстве.
Необходимо создавать оснащенные современным оборудованием учебно-тренировочные базы для подготовки полицейских, научно-исследовательские институты при МВД РФ.

Деятельность полиции должна быть предельно открытой и гласной. При всех отделениях МВД от поселковых до столичных и в министерстве рабочие кабинеты должны отвечать современным требованиям, они должны быть просторными, руководители отделений и его сотрудники должны работать в стеклянных помещениях, чтобы быть на виду друг у друга. Это создаст вполне рабочую обстановку как у рядовых сотрудников, так и у их начальства. Каждое отделение полиции от поселковых и до столичных должно быть доступным для посетителя, ожидать приема он должен в помещении со всеми удобствами. Отношение к тем, кто приходит на прием с прошением или какой-нибудь жалобой должно в высшей степени корректным и уважительным.

Не должно быть избирательного подхода по национальности и социальному положению при приеме на работу в органы МВД. На работу в полицию в любом регионе страны должны приниматься представители из всех национальных республик России без ущемления чьих-либо интересов.

Считаю нецелесообразным то, что при МВД имеются следственно-дознавательные органы. Их необходимо передать в ведение Следственного комитета. Всех задержанных, совершивших преступление или подозревающихся в совершении преступления, полицейские должны в течение 24-х часов передать в СК для дальнейших следственных действий.
Если мы хотим, чтобы служба собственной безопасности при прокуратуре, МВД, ФСБ, СК были более эффективными, их необходимо отделить от этих служб. Должна быть отдельная служба безопасности, независимая от силовых ведомств.

В дополнение к вышесказанному хочу также отметить, что руководству Министерства внутренних дел необходимо направить свои усилия на укрепление материально-технической базы подразделений, занятых борьбой с преступностью. Нельзя мириться с тем, что полиция часто оснащена значительно слабее, чем те, кому они призваны противостоять.

Пришло время всерьез озаботиться проблемой нравственного уровня сотрудников полиции. Мы делегируем полиции значительные полномочия, поэтому у общества должна быть возможность проконтролировать их исполнение.

Нужно признать, что коррупция, в правоохранительных органах гораздо опаснее, чем где-либо еще, поскольку от этого напрямую зависит безопасность граждан. Коррумпированность полицейских чиновников – это чаще всего их непосредственная зависимость от оргпреступности. Поэтому борьба с коррупцией в правоохранительных органах должна стать первоочередной задачей не только руководства ведомства, но и руководства страны.

Следовало бы обсудить в публичном пространстве возможность и целесообразность избрания участковых, а также более активное привлечение представителей титульных национальностей к службе в системе МВД нацреспублик РФ. Последнее предложение сегодня активно обсуждается в СМИ, но нам кажется это предложение крайне спорным.

Большую роль в реформировании МВД может сыграть взаимодействие правоохранительных органов с гражданским обществом. У руководителей от министерства и до поселковых ОВД представителем по взаимодействию с гражданским обществом должно быть гражданское лицо, то есть представитель общественности.

И, наконец, необходимо разработать обоснованное штатное расписание структурных подразделений ведомства. Пока вызывает сомнение правомерность сокращения более чем на 26% сотрудников ППС, если во главу угла ставится задача безопасности граждан. Также необоснованным и неправомерным видится сокращение почти на треть количество сотрудников, которые занимались профилактикой преступности среди подростков. Наверное, нужны новые специально подготовленные кадры, которые могли бы всерьез заниматься мониторингом интернета, учитывая его значение в современных условиях.

В заключении хотелось бы сказать – не следует сетовать на упущенные возможности, но, с другой стороны, нельзя допустить, чтобы очередные реформаторские шаги не дали результата. Успех реформы МВД во многом будет зависеть от того, насколько инициаторы и организаторы реформы будут слушать и слышать граждан, тех, для кого и ради кого работает полиция.

Беседовала Марина СУРКОВА