Виктор Шудегов: «Нужно поднять престиж ВУЗов в России»

Виктор Шудегов: «Нужно поднять престиж ВУЗов в России»Депутат Госдумы, член фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, доктор физико-математических наук и профессор рассказал о проблемах высшего образования в России.

Знакомьтесь: гость нашей редакции - Виктор Евграфович Шудегов. Родился 5-го декабря 1952 года в Удмуртии. 1977-1980 гг. — стажировка, учёба в аспирантуре Ленинградского Государственного Университета. 1980-1990 гг. — старший преподаватель, доцент Удмуртского Государственного Университета (г. Ижевск). 1990-1993 гг. — учёба в докторантуре Ленинградского Госуниверситета. 1999-2000 гг. — заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики, 2000-2001 гг. — председатель Госкомитета УР по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. 2001-2007 – председатель комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. В настоящее время – депутат Госдумы, член фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. Доктор физико-математических наук. Профессор. Владеет немецким языком. Автор более 160 научных публикаций, в том числе 10 статей по нормативно-технической и инновационной деятельности в сфере науки и высшей школы.

2-го октября в пресс-центре «Парламентской газеты» в Москве состоялся «круглый стол» на тему: «Эффективность российских вузов: что покажет повторный мониторинг?». В дискуссии приняли участие директор Института развития ГУ ВШЭ Ирина Абанкина, а также российские законодатели: член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова, заместители председателя комитета Госдумы РФ по образованию Алена Аршинова Виктор Шудегов. Ирина Всеволодовна Абанкина: директор института развития ГУ ВШЭ. В частности, в ходе дискуссии были затронуты актуальные проблемы российских ВУЗов.

ИРИНА АБАНКИНА: Сегодня назрела необходимость создания новых учебников: студентам неинтересно слушать пересказ содержания старых учебников. Все еще остается на низком уровне темп обновления образовательных программ, особенно в региональных ВУЗах. Мне кажется, качество образования в филиалах столичных и питерских ВУЗов не соответствует нормативам. Конечно, когда преподавание идет через видеотрансляцию – это не уже не самое высокое качество.

ЛЮДМИЛА БОКОВА: России нужны качественные и конкурентоспособные ВУЗы, для достижения этой цели нужно улучшить материально-техническую базу ВУЗов. И, конечно, нельзя не замечать проблему поглощения одних вузов другими. Я сама – выпускник Педагогического ВУЗа и отработала после окончания в сельской местности. Недавно Педагогический институт вошел в состав Университета. Конечно, с одной стороны, статус повысился, но с другой – этот ВУЗ перестал быть самостоятельным.

АЛЕНА АРШИНОВА: Меня беспокоит проблема повышения оплаты за обучение в ВУЗах. В отдельных ВУЗах стоимость оплаты возросла в 20 раз. Так, я знаю ВУЗы, где оплата составляла 600 рублей в месяц, а сейчас она взлетела до отметки в 20 тысяч рублей.

По окончании «круглого стола» один из его участников – депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Виктор Шудегов ответил на вопросы обозревателя ИАП AZERROS:

- Виктор Евграфович, на днях правительство России опубликовало перечень более чем 200 ВУЗов из 23 стран мира, дипломы которых будут признаваться на территории РФ. Но в этом списке речь идет о ВУЗах дальнего зарубежья. А что же по поводу дипломов стран СНГ и, в частности, Азербайджана?

- Вы затронули важную тему. В настоящее время, когда Российская Федерация испытывает дефицит квалифицированных кадров, в частности врачей, особенно сельских, необходимо создать стимулы для привлечения на работу в нашу страну специалистов высокого класса. Естественно, возникает проблема признания дипломов стран СНГ и соответствия этих дипломов российским нормативам. Я считаю, странам СНГ надо совместно продвигаться в направлении унификации стандартов высшего образования. И тогда диплом, полученный в высших образовательных организациях бывших советских республик, будет признаваться по упрощённой схеме, без каких-либо дополнительных процедур. Как известно, в сентябре 2002 года Российская Федерация и Азербайджанская Республика подписали «Соглашение о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях». Согласно этому документу, дипломы о высшем образовании признаются на территории обеих стран. При этом, согласно статье 12 этого соглашения, каждая из сторон может предъявлять дополнительные требования к обладателю диплома. В частности, для признания такого диплома необходимо наличие лицензии у ВУЗа России и Азербайджана. Особо важен вопрос признания дипломов о высшем медицинском образовании. В настоящее время, как правило, обладатели таких дипломов сдают дополнительные проверочные экзамены. Здесь важен и языковый фактор: обладатели дипломов, в том числе и азербайджанских, для трудоустройства на территории России сдают экзамен по русскому языку, если они проходили обучение в ВУЗе на национальном языке.

- Как Вы оцениваете ситуацию в системе современного высшего образования в России?

- К сожалению, международные рейтинговые агентства не включают ВУЗы Российской Федерации в первые две сотни. Например, МГУ имени Ломоносова занял лишь 214-е место в рейтинге The Times Higher Education. Правда, надо признать, что эти критерии, по которым оцениваются ВУЗы, в том числе и российские, могут расцениваться как субъективные. Там, к примеру, учитывают такие факторы, как число нобелевских лауреатов, наличие публикаций в зарубежных журналах и так далее. По последнему параметру наша страна, естественно, отстает, так как многие наши ученые работают в закрытых организациях, а научные труды по закрытой тематике публиковать запрещено. Что же касается уровня образования в ВУЗах России, то надо признать, что качество образования по сравнению с советским периодом снизилось. Не в последнюю очередь за счет введения ЕГЭ.

- Кстати как Вы оцениваете введение в России ЕГЭ?

- Отрицательно. И вот почему. Создатель тестовой системы в США как-то признался, что Россия, внедряя ЕГЭ, повторяет ошибки американцев. Дело в том, что тесты для выявления остаточных знаний выпускников школ в корне отличаются от тех тестов, по которым оценивается способность будущих студентов решать нестандартные задачи. Так что ЕГЭ не позволяет развивать логическое мышление. Вместо того, чтобы учить историю и литературу, школьники учатся сдавать ЕГЭ. Кроме этого, ЕГЭ способствует повышению уровня коррупции на уровне средних школ.

- А новый закон об образовании не оправдал Ваших надежд?

- Нет, не оправдал. И вот почему. Этот закон в недрах правительства готовился три года, но, к сожалению, к его подготовке не были привлечены специалисты профильных комитетов. Законопроект разрабатывали специалисты по принципу аутсорсинга. В частности, все мои поправки были отклонены. Слабость принятого закона объясняется тем, что наше правительство пытается экономить на образовании, вкладывая в эту сферу недостаточные средства. В частности, согласно закону, планируется сокращать число бюджетных мест. К примеру, до принятия этого закона действовала такая норма: 170 студентов на 10 тысяч человек населения. А вот новый норматив, прописанный в данном законе: 800 студентов в возрасте от 17 до 30 лет. Сегодня к этой возрастной категории относятся чуть более 30 млн. россиян, но уже через 5 лет их число сократится до 26 млн. А это значит, что бюджетные места в ВУЗах России сократятся на 30%. Вот такая грустная цифра. Еще одна новация: государство сняло с себя ответственность по софинансированию общежитий, и теперь ВУЗы будут выживать самостоятельно, а это значит, что, к примеру, в Москве оплата за проживание в общежитиях возрастет в разы.

- Спасибо за интервью.

Айдын Мехтиев, политический обозреватель