Махмуд Салах: Это больше, чем подарок, это божий дар

Махмуд Салах:  Это  больше, чем подарок, это божий дар





















8 июня в Москве в Рахманиновском зале МГК им. Чайковского с большим успехом прошел концерт ансамбля «Гадим Шарг» («Древний Восток») под руководством Махмуда Салаха. Наш корреспондент побеседовал с выдающимся музыкантом.

AZERROS: Вы только что вернулись с музыкальных фестивалей, проходивших в Вильнюсе и Риге. Какие новые впечатления вы получили от участия в них?

М.Салах: Я с коллективом впервые был в странах Балтии. В красивой старинной Риге, царственном Вильнюсе. И люди, в особенности, в Вильнюсе душой восприняли музыкальное пространство мугама. Они не только слушали, но чувствовали нас, а мы чувствовали их. Несмотря на то, что в Вильнюсе впервые выступал азербайджанский коллектив не только перед азербайджанцами, проживающими там, но перед литовцами, это был искренний, горячий прием. Приняли не только нас, но и нашу музыку. Это было сказочно.

AZERROS: У Вас сегодня день рождения, наверное, для музыканта – это подарок, когда в такой день у него концерт?

М.Салах: Это большой подарок и не только для меня, моей семьи и моего коллектива. Если бы я был на родине, то это тоже был бы подарок. Но побывать в Москве, столице России, и выступать в Рахманиновском зале МГК им. Чайковского в день своего рождения − это больше, чем подарок, это божий дар.

И в этом огромная заслуга руководителя Совета старейшин ФНКА АзерРос Аббаса Аббасова, который горячо откликнулся на нашу просьбу и дал нам возможность приехать и выступить с концертом в Москве. Я и коллектив ансамбля «Гадим Шарг» от всей души выражаем искренние слова благодарности ему за эту поддержку. Пропагандируя и популяризируя культуру азербайджанского народа, Аббас Айдынович вносит немалый вклад в дело сохранения исторической памяти и тем самым обогащает и развивает многонациональную культуру России в целом.

AZERROS: У вашего концерта необычайно точное название «Азербайджанский мугам. Путешествие во времени», ведь благодаря инструментам Вы переноситесь сами и переносите ваших слушателей, подобно машине времени, в далекие эпохи. Поэтому Вас можно назвать проводниками и путешественниками во времени. Какие познания Вы выносите из глубины столетий?

М.Салах: Общее ощущение человечества. Причем не имеет значения, что мы разные народы, что мы из разных городов, веков. Главное – то, что я человек.

AZERROS: В вашей программе больше народных мелодий или же произведений, написанных композиторами?

М.Салах: Я стараюсь находить чистые произведения, идущие из глубины души. Есть концерты, на которых мы знакомим публику со всем многообразием мугамной музыки. А есть более глубокие, рассчитанные на публику искушенную. Особенно, когда играем мугамный дастгях, это уже 40-50-минутное произведение. Обычно играем один-два дастгяха, вот тогда я переношусь в 15-й, 16-й века. И играю так, как бы я играл, если бы жил в то время. Конечно, меняется жизнь, меняется техника исполнения, но я оставляю главное − корни мугама. Я нахожу старинные звуки, которые могут дать возможность душе человека лететь в другое пространство. Душа, она ходит везде, а потом возвращается. И вот тогда это мугам, который я стараюсь найти в наших старинных народных песнях.

AZERROS: Можно ли сравнить мугам с джазом, ведь основе и того и другого музыкального жанра лежит импровизация?

М.Салах: В мугаме все гораздо сложнее по сравнению с простой импровизацией. Можно сказать, что мугам − это не импровизация, это уже наука. Импровизация – свободно сыграл то, что пришло. А в мугаме по-другому. Вот старые музыканты до 20-х годов прошлого века не импровизировали, а сочиняли в звуковом принципе. Например, если есть одна строка, то я могу ее сочинять, как хочу. Сейчас я сыграл так, а через полчаса сыграю по-другому. Это уже не импровизация, это более сложное действо. И когда ты на основе музыкальной фразы сочиняешь свое, то это остается в памяти слушателей, и уже другие музыканты начинают играть эту фразу по-твоему.

AZERROS: Что для вас значит ваш инструмент, ведь от долгого общения у вас с ним установилась неразрывная связь?

М.Салах: Если скажу, что это просто инструмент, на котором я играю, это будет неправда. Я не играю. Это мой голос, язык. У певца голосовые связки, а у меня руки. Все, что у меня в душе я передаю через гавал. Через него я говорю со всеми.

Когда у меня в руках гавал − я более открытый, я могу общаться со зрителями на любом языке. Я и благодарность могу передать, и радость могу передать, и даже усталость. И еще хочу сказать, что гавал − единственный инструмент, который не меняет свой облик. Единственный инструмент, который был с самого начала человечества. Инструмент, который даже исламская вера не запрещает. Сам Мухаммед говорил, что надо играть на гавале.

И потом ритм – это ведь жизнь человечества. Ритм – начало и конец жизни. Без ритма ничего невозможно. Даже звезды на небе держаться на ритме. Все Галактики по своему ритму вращаются. И земля. Если на секунду наша земля останавливается, или наоборот движется чуть быстрее, начинаются землетрясения, цунами.

AZERROS: Т.е. Вы своей игрой, можно сказать, поддерживаете ритм Вселенной.

М.Салах: Да. И это очень трудно. Вот мне сегодня исполнилось 54 года. А мы, музыканты, как, например, футболисты, играем до сорока. После сорока уже устаем. А мне повезло, мне всего лишь 16 лет, так я себя чувствую. К тому же в Азербайджане я единственный, кто играет на гавале.

AZERROS: Выходит, это такая штучная профессия? А как же школа, продолжение традиций?

М.Салах: Я преподаю, но многие не выдерживают, боятся. Ведь это не так просто играть ритм. У меня есть студенты-певцы, которые должны уметь играть на гавале, но не так как я, а в качестве второстепенного инструмента. Могу сказать, что из моих воспитанников вышло более 20 заслуженных артистов и 8 народных артистов Азербайджана. Но, несмотря на это, я повторяю, к гавалу боятся подходить. Однако, мне кажется, что я не останусь один, будет кто-то. Подобная ситуация в Азербайджане не только сейчас, веками так было. За один век один-два-три музыканта, такие как я. До меня был в прошлом веке музыкант. И я кому-то передам гавал, но он должен родиться для этого, как родился я.

Беседовала Тиана ВЕСНИНА