Ильгар Нифталиев: Маленькая республика принесла в жертву войне значительную часть своего населения и природных ресурсов

Ильгар Нифталиев: Маленькая республика принесла в жертву войне значительную часть своего населения и природных ресурсовИльгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института истории им. А.А. Бакиханова НАН Азербайджана, доктор философии по истории выступил с докладом «Современная азербайджанская историография об участии Азербайджана во Второй мировой войне» на Второй Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов «Общая Победа: история и память». Он предоставил ИАП АЗЕРРОС возможность опубликовать свое выступление в полном объеме.

«Вторая Мировая война явилась настолько масштабным, глубоким и разноплановым событием, что изучение её истории сохраняет свою актуальность и поныне. Хотя за прошедшее после окончания войны время было опубликовано множество книг, однако её обширнейшая историография постоянно пополняется всё новыми исследованиями. Война продолжает задавать историкам вопросы, ответить на которые и сегодня достаточно сложно. В постсоветский период исследовательский интерес в Азербайджане к истории Второй Мировой войны особенно возрос в связи с начавшимся переосмыслением советского периода истории нашей страны. На смену единомыслию историков советской эпохи, пришёл плюрализм постсоветской историографии, особенностью которого является формирование различных трактовок отдельных эпизодов и сюжетов, основных этапов и итогов Второй мировой, в т.ч. Великой Отечественной войны. Рассматривая в целом особенности развития постсоветской азербайджанской историографии истории Второй Мировой войны можно выделить три основных направления в этом процессе.

Первое — это активное расширение источниковой базы исследований, которое стало возможным благодаря рассекречиванию архивов и публикации новых документов.

Второе — переосмысление традиционных концепций, а также важнейших ключевых проблем и событий Второй Мировой войны.

Третье — это расширение проблемного поля исследований, исследование ранее подцензурных тем, стирание т.н. «белых пятен».

После восстановления независимости Азербайджана отечественные историки несколько отошли от советской интерпретации истории Второй мировой войны, в т.ч. Великой Отечественной войны и постарались заново осмыслить её. Это было естественно, поскольку до недавнего времени из неиссякаемого количества источников по отечественной истории мы не могли черпать всю правду, вследствие чего несколько поколений были отлучены от настоящей истории народа. Сильное влияние на это оказал также процесс смены поколений и явное «отдаление» массового сознания от недавнего советского прошлого. Для молодого поколения Азербайджана, в том числе историков Великая Отечественная война - это далекое прошлое. Они не воспринимают этот период истории так эмоционально, как люди, которые пережили войну. Поэтому, в условиях изменения прежних представлений о советском периоде истории Азербайджана в годы независимости у одной части, в основном молодых современных азербайджанских историков появились сомнения в правомерности применения понятия «отечественная» по отношению к участию Азербайджанской ССР в войне 1941-1945 гг.

Основные аргументы этих историков можно было бы сформулировать следующим образом:

1. Фашистская Германия не завоёвывала Азербайджан и на её территории не было военных сражений. Азербайджан, будучи в составе СССР, был лишь «вовлечен в эту войну»;

2. Отечество, так называемая СССР, представляла собой империю, не изменившей сути колониального прошлого Азербайджана, у руководства которого имелись планы по депортации азербайджанцев.

В итоге в азербайджанской историографии постепенно прочное место стало занимать дефиниция «война 1941-1945 гг.», а в лучшем случае «советско-германская» или «Вторая мировая война». Тем не менее, приведенные в подобных работах многочисленные примеры того, как азербайджанцы мужественно сражались против фашизма, какие беспримерные чудеса героизма совершались на фронте и в тылу, объективно доказывают, что война была все же кровным делом для азербайджанского народа.

Ильгар Нифталиев: Маленькая республика принесла в жертву войне значительную часть своего населения и природных ресурсовПо мнению другой части отечественных историков в основном среднего и старшего поколения, любые сомнения о значении Великой Отечественной войны в судьбе азербайджанского народа находятся в серьезном противоречии с принципами историзма и выглядят очередным проявлением попыток модернизации представлений об историческом прошлом. Эти авторы отмечают, что как бы эти события не были во временном отношении отдалены от наших дней, для абсолютного большинства населения советского Азербайджана, независимо от принадлежности людей к той или иной национальности, участие в войне воспринималось как осознанная необходимость внести свой вклад в победу Советского Союза, будь то в качестве бойцов на фронте или в тылу. Говоря о мотивации поведения наших соотечественников в эту суровую пору, данные авторы отмечают, что в течение двадцати довоенных лет, т.е. после советизации Северного Азербайджана в 1920 г. выросло целое поколение людей, которое ощущало себя советскими людьми, а Советский Союз – своей Родиной. Декларирование в советское время принципа равноправия, независимо от национальной, религиозной и сословной принадлежности людей, хотя и не всегда соблюдаемое в реальности, имело большое значение в усилении этого чувства сопричастности и обнаружило достаточно высокую степень эффективности в годы войны.

Сегодня широкий общественный интерес стимулировал исследовательские работы азербайджанских историков по проблемам, которые в советский период считались подцензурными или «белыми пятнами», а именно, азербайджанская политическая эмиграция и формирование национальных легионов, национально-демократическое движение в Южном Азербайджане в годы Второй мировой войны. В годы войны достаточно велика была численность советских граждан, а также политэмигрантов из СССР, которые сотрудничали с немцами, как в составе германской армии, так и на оккупированной Германией территории. Азербайджанцы не были исключением, хотя территория Азербайджанской ССР, как и других республик Южного Кавказа, не было оккупирована немецкими войсками. В период войны из Азербайджанской ССР в советскую армию было мобилизовано более 600 тысяч человек, из которых в плен попало около 150 тысяч азербайджанцев. Из них примерно 30 тысяч служили в легионах армии Вермахта. Коллаборационизм среди азербайджанцев, как и у других народов бывшего СССР, стал следствием ряда причин объективного и субъективного свойства. К ним могут быть отнесены порочность многих внутриполитических акций советской власти и Советского государства в довоенные десятилетия, т.е. политические репрессии, мощное воздействие антикоммунистической пропаганды фашистской Германии, обещавшая дать свободу порабощенным народам СССР, тяжелые, нечеловеческие условия плена, минимальные шансы на выживание, при котором сотрудничество с немцами рассматривалось, как единственная возможность уцелеть; страх перед возможными суровым наказанием по возвращению военнопленных на Родину, которую уготовила им сталинская репрессивная машина, уже объявившая их «врагами Родины».

Тема участия азербайджанцев в составе национальных легионов армии Вермахта, а также сотрудничества некоторых деятелей политической эмиграции с правительством фашистской Германии во время войны вызывает сегодня много споров вокруг вопроса чего больше было в их действиях -предательства или искреннего стремления освободить свою страну от большевизма и восстановить утраченную независимость? В этом вопросе взгляды азербайджанских историков по- прежнему поляризуются.

К числу ранее подцензурных тем можно отнести обнародованные на основе архивных документов факты пренебрежительного отношения многих командиров азербайджанских дивизий к азербайджанским солдатам. Не владея в большинстве своем русским языком, солдаты-азербайджанцы порой не воспринимали предъявляемых к ним требований и обращенных к ним команд. Все это усугублялось грубостью офицеров и суровостью применяемых наказаний. Подобные факторы приводили к случаям дезертирства среди азербайджанских солдат, которые особенно часто проявились в первые годы войны. (Исмаилов Э.Р. Очерки по истории Азербайджана. М.,2010)

По-прежнему весьма популярной в азербайджанской историографии темой является вклад Азербайджана в победу над фашизмом. Маленькая республика принесла в жертву войне значительную часть своего населения и природных ресурсов. При численности населения на 1940 год в 3,3 миллионов человек потери составили более 300 тысяч человек, т.е. почти каждый 10 человек. Учитывая, что на территории Азербайджана не велись военные действия, то в соотношении к общей численности населения его безвозвратные людские потери превысили потери таких крупных держав, как Великобритания, Италия, Франция, а также ряда восточноевропейских стран (Венгрии, Югославии, Румынии, Болгарии, Чехословакии), которые непосредственно были вовлечены в войну. Сегодня в отличие от советской историографии делается попытка рассмотреть место и роль Азербайджана не только в победе Советского Союза над Германией, но и в общемировом контексте. В этом отношении в исследовательских работах особое место отводится геополитическому значению Азербайджана и роли бакинской нефти в планах противоборствующих держав. В советской историографии определяющая роль Баку и его нефти в стратегии и, в целом, исходе Великой Отечественной войны была принижена. Так в 10 томе многотомника «История СССР» мы читаем, что в период войны главную роль в добыче стратегического сырья для страны играли Урал, Сибирь, Поволжье, и ни слова о Баку, который являлся основным нефтяным центром СССР. Однако, события войны показали, что это была война моторов, техники, которое приводилось в движение прежде всего с помощью нефти. Если не было бы нефти, вся эта грозная техника превращалась в одно мгновение в бесполезную груду металла. Поэтому современные авторы рассматривают нефть не только как важнейший фактор, обеспечивший победу Советского Союза в войне, но и как одну из причин нападения фашистской Германии на СССР. Поэтому в Азербайджане существует глубокое убеждение в том, что, учитывая значимость бакинской нефти в победе Советского Союза над Германией, героический труд азербайджанских нефтяников получил бы свою достойную оценку лишь в случае присуждения городу Баку звания города героя.

Сегодня в азербайджанской историографии сформировался твердый взгляд на Азербайджан как единую историческую территорию, а азербайджанцев как «разделенный народ». В рамках этой концепции новой страницей в азербайджанской историографии периода Второй мировой войны стала проблема исследования национально-освободительного движения в Южном Азербайджане. Политика расширения границ, осуществляемая советским руководством под лозунгом «объединения разделенных народов» в 1939-1940 гг. в Украине и Белоруссии, была на практике опробована также в 1941-1946 гг. в Южном Азербайджане. Руководство СССР попыталось использовать в своих целях национальные чувства азербайджанцев. Однако, отношение к судьбе Южного Азербайджана у советского руководства определялось, прежде всего, стратегическими планами проникновения вглубь Востока, стремлением получить контроль над богатыми топливно-энергетическими ресурсами Ирана и арабских стран. Именно в Азербайджане был дан старт противостоянию, получившего в историографии названия «холодной войны», в результате которого бывшие союзники – СССР, США и Великобритания превратились в соперников. С крахом политики в Иранском Азербайджане Советский Союз проиграл первую битву в «холодной войне». Попытка Сталина использовать национально-освободительное движение в Южном Азербайджане в качестве орудия своей имперской и экспансионистской политики, завершилась кровавой трагедией народа, в течение XX века не раз поднимавшегося на борьбу за свои права».

В целом, несмотря на переоценку ценностей, массовое сознание в Азербайджане сегодня при оценке итогов Второй мировой войны, места и роли в ней нашей республики проявляет устойчивое единство. Большое влияние на данный процесс оказывает активное участие в нем государства, которое осуществляется посредством разного рода символики, как например, ежегодные встречи Президента Азербайджанской Республики с ветеранами войны, президентские распоряжения (в них президент использует дефиницию «Великая Отечественная война» - И.Н.) по улучшению их материального положения, публичные выступления официальных лиц по случаю данной памятной даты в истории азербайджанского народа. Поэтому, не случайно, что из всех праздников советского периода День Победы 9 мая остаётся сегодня в Азербайджане единственным, который не изменяет своего содержания и своей значимости».