Евгений Барханов: «Земля у нас добрая»

Евгений Барханов: «Земля у нас добрая» Кадр из фильма "РэПэПэ"

Интервью с режиссером, актерами, композитором и художником-постановщиком замечательного фильма "РэПэПэ" ("Режим полного погружения"), премьера которого состоится 3 мая в 18.30 в кинотеатре "Художественный"

Трагикомедия режиссера Евгения Барханова "РэПэПэ", показываемая в преддверии Дня Победы над фашистской Германией в ВОВ, обнажает современное отношение к войне различных социальных, возрастных и этнических групп. Этот фильм будет интересно посмотреть и профессиональным
кинематографистам, и просто любителям хорошего кино.

Евгений Барханов выступает в этом фильме не только как режиссер-постановщик и сценарист, но еще и как актер. Он сыграл самого сложного для понимания героя по кличке "Борода", контуженного после Афганской войны. Барханов тоже служил в Афганистане и так же, как его персонаж, является инвалидом Афганской войны. Он имеет государственные награды за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан. Перемены, происходившие в 1990-е годы в нашей стране, парализовали молодых ветеранов, - заклеймённые "несправедливой" войной, они оказались не у дел.

Психологическая и физическая травма подтолкнула Евгения к решению поступить в духовную семинарию, но разговор с епископом Николаем (Нижегородская и Арзамаская епрх.) изменил всю его жизнь - он поступил во ВГИК на отделение кинодраматургии и удачно закончил его. Отец пятерых детей, бывший солдат ВДВ в Афганистане, ученик семинарии и выпускник ВГИКа, Евгений Барханов сейчас активно работает в киноиндустрии. По его сценарию сняты фильмы "Родник Сандунова", "Трофи", и еще несколько сценариев готовятся к экранизации.

- Евгений расскажите, пожалуйста, как родилась идея написать такой сценарий?

- Есть у меня однокурсник - Сережа Нестеров. И как-то мы с ним оказались в Ржевских лесах, шёл дождь, и мы, дожидаясь погоды, прятались в старом, со времён Отечественной войны, ДОТе (Долговременная Оборонительная Точка). Сама обстановка и неожиданно подвернувшееся "свободное время" подтолкнуло нас "покопать" историю. Там мы нашли ложку, принадлежавшую Хансу Лацу - немецкому солдату (в фильме есть герой, который хочет найти могилу своего деда Лаца Ханса. Прим.репортера). И еще много чего нашли с войны. Дальше - больше.

Знакомство с местным краеведом Моряковым помогло нам глубже ознакомиться с развернувшейся драмой 1941-1943 г.г. в Ржевском районе. От него мы и узнали, что немецкие воинские захоронения после войны были перепаханы, а на некоторых из них даже были построены новые деревни. Доходит до абсурда: поисковики просят у селян разрешения на раскопки в их огородах, отхожих местах. И тут меня как молнией прошибло. Вот оно! Так и просидели всю ночь за сюжетом в ДОТе. На Ржевскую землю приходили и ливонцы, и крестоносцы, и татары, и греки, и викинги. Чьи только ноги не топтали её, а она - ничего, всех в себя принимает. У нас земля добрая.

- У вас в фильме даже есть персонаж, который также практически говорит.

-Да, мать Россия - символ нашего фильма. Персонаж старухи Вентелихи, прошедшей фашистский концлагерь, - полный драматургического проникновения образ, объемлет в себе всё и всех, понимает и принимает. Она может по-русски отматерить, но в то же время она всех любит, для нее нет разницы, кто и откуда. Вентелиху сыграла замечательная актриса Раиса Конюхова, которая, к глубочайшему нашему сожалению, успев закончить последнюю свою актёрскую работу, умерла.

- Ей в противовес стоит герой "Борода", он вообще никого не понимает, даже сам себя. Почему вы решили его сыграть?

- Был актер для роли "Бороды" - инвалид, он нам и нужен был, ведь инвалида сыграть трудно. Там своё, особое проникновение, взгляд нужен. Тут врать нельзя, здесь большая актёрская работа требовалась. Вроде подходит он, есть в нем все. Пробуем его, а мне продюсер Володя Орёл говорит вполне серьёзно: "Жень, ты лучше будешь, ты более сумасшедший! Лучше тебя никто не сделает, тем более, ты понимаешь в какую сторону "косить"". Уговорили, в общем, а я не хотел и не думал даже.

- Но в сценарии вы писали этого персонажа с себя, или нет?

- В сценарии писал с себя. Как он себя ведет, - я прошел через это. Был отрезок жизни, в котором общество мне так надоело, что было даже желание подорвать и себя, и всех. Такое состояние бывает у ветеранов. Перешагиваешь как бы через себя и смотришь на мир совсем по-другому после войны. Там война, кровь, лишения, и где-то там в Москве метро везёт пассажиров на работу; и это всё в одно время на одной планете. "Прыгнуть выше головы", - так, кажется, говорится про таких, в смысле, про тех, кто смотрит на мир иначе, чем большинство людей. А в сущности, даже смешно поклоняться золотому тельцу, весь этот бизнес.

Тратить жизнь вот на это? Вадик Волков на Хосте погиб, а должен был я.

- В конце концов вы все же нашли для себя кино. И, насколько я знаю, это ваша первая режиссёрская полнометражная работа. Как вы приняли решение быть режиссером фильма по собственному сценарию?

- После долгих раздумий я понял, что лучше никто не сделает, словами не объяснить никак, кроме как сделать самому. Тем более, мне не хотелось делать фильм сильно профессиональным. Есть же тысячи штампов, и если сюжет требует штампа, - его ставят, а зрители знают, как на него реагировать. А я хотел сделать - и по сценарию, и по созданию фильма - что-то необычное, оригинальное, чтобы зритель реагировал не так, как прогнозируют создатели формул для кино. Когда-то давно, когда мир только открывал тайны кинематографа, это же был иллюзион.

Первый, кто шел по тропинке, заасфальтировал все. Но можно, если хочешь, идти и другим, менее удобным, но более интересным, путем, можно и через лес, и через чащу пройти. Самому делать свой фильм понятнее и честнее. Бергман говорил, что нужно быть по отношению к самому себе чертом, ибо этот черт скажет тебе правду. Внутреннее ощущение - мерило, все зависит от настроения. Весы должны держаться на точке соприкосновения души и сердца - и тогда все будет сбалансировано.

- Скажите, а почему вы решили снять именно трагикомедию на такую серьезную тему?

- Чем легче жанр, тем больше он охватывает аудитории. И нужно грамотно вложить междустрочие, после которого смешно, но плакать хочется. Вот это очень сложный жанр, смешение жанра. Данелия гениально им владел, например, фильм "Не горюй" - все вроде смешно, но на самом деле не до смеха: это настоящая жизнь. Чистого жанрового кино нет у нас сейчас. Мне очень хочется снять драму. Чистую драму. Ведь все покоится в едином. Есть замкнутая система. А истина покоится на полюсах.

В Евангелии сказано "будь хладным или горячим, а теплых изблюю я". Кино, как архиважное искусство, в себе все таит: живопись, музыку, актерский посыл - это замкнутая система, и если нам удастся в этой системе показать интересную хладность или горячность, то это будет замечательно, ибо в этом и есть смысл искусства.

- Персонажи у вас очень интересные, живые и абсолютно разные.

- Да, все персонажи у нас либо холодные, либо горячие. Но они меняются. Вылезает другое совсем в процессе фильма. Противоречие в каждом человеке есть. Ведь в фильме каждый герой немного сумасшедший. Каждый видит свое счастье, свой путь в благих намерениях.

- О чем для вас этот фильм?

- Прямо сложно сказать, о чем фильм, очень много междустрочных тем, они проходят по касательной. Каждый зритель для себя сможет решить, о чем фильм. Я мог бы долго говорить об этом. Это жизнь, как я ее вижу, чувствую, жизнь людей, которые мне интересны.

Молодой актер Ричард Бондарев сыграл в фильме "РэПэПэ" Валеру, молодого человека из Москвы, одного из создателей туристической компании. Валера в фильме явно положительный герой, хоть он и пошел на такую авантюру, но ради своего друга Жоры, и он до конца остается добрым, честным и открытым парнем и старается помочь всем и каждому. Ричард (27 лет) в 2006 г. окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича), играет в спектаклях театров "МТЮЗ", "Практика" и "Театр Наций", снимается в сериалах и фильмах, ведет детские программы на канале "Карусель" и сотрудничает с актерским агентством "Жар-Птица".

- Ричард, как вы воспринимали своего героя?

- Он абсолютно открытый и честный парень, он очень близок мне по духу, в его ситуации я вел бы себя также. Например, была такая сцена, когда Жора говорит, что празднование 9 мая - это ерунда, а мой герой резко ему отвечает: "Да у меня дед на войне погиб". И у меня тоже дед погиб из-за войны, он командовал авиационным корпусом, после войны вернулся с 17-ю ранениями. А его чуть не объявили потом врагом народа. Неимоверными усилиями была выиграна война, и такое отношение сидит во мне. Мое отношение к празднику такое же, как у Валеры, я уважаю и ценю все, что совершили наши деды для нас. Вообще фильм очень хороший, там такие темы поднимаются важные.

- А какие у вас впечатления от места съемок фильма?

- Мы снимали под Ржевом, в деревне. И сам город, и деревня выглядят так, будто бы мы проиграли, а не выиграли, такой контраст между красивейшей природой и ужасной разрухой города-героя и деревни, в которой через дом никто не живет. Это, конечно, неприятно удивляет. А сколько мы находили там развороченных кусков железа, гильз - они там прямо из под земли торчат, и сколько там захоронений. Над землей такая жизнь, такая природа, а под землей сплошная смерть. А на самом деле место-то это культовое: и плацдарм, и аэродром, можно экскурсии возить, показывать, где шли бои.

Там прямо атмосфера особенная. А еще там немецкие кладбища - всё аккуратно, за ограждениями всех, кого еще находят, с уважением хоронят. А у нас забыли про солдат, похоронили и забыли. У нас для ветеранов делают только то, на чем могут сами заработать.

- Какой момент в фильме был для вас самым тяжелым?

- Наверное, это финал. Когда "Борода" хочет взорвать всех, и мина вдруг не срабатывает. Вот это напряжение! Но, главное, все мирно закончилось, тут нет ничьей стороны, все сделали выводы, и зритель сделает.

Этот же момент как самый сложный оценивает и актриса Ирина Яковлева, сыгравшая Изольду.

- Этот момент как тонкий порог между реальностью и событиями, которые должны случиться, которые, в принципе, не могут произойти в жизни нормального человека. Мы все городские люди с определенным образованием и культурой, и мы знаем, как должна протекать наша жизнь, но бывают моменты, когда наступает что-то необъяснимое, и ты не понимаешь, как это можно поместить в твою обычную схему жизни. Как это понять? Это такой момент осознания.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем персонаже?

- Во-первых, ее зовут Изольда, и для меня это имя значит только одно - она изо льда. В начале она кажется холодной и отстраненной, а дальше, как и у всех персонажей, мы видим ее перевоплощение, она раскрывается с другой стороны. Любому актеру нужна драматургия.

- О чем этот фильм для вас?

- О столкновение современности с вечностью.

Актер Андрей Бронников (заслуженный артист РФ), сыгравший в фильме старика-ветерана, живущего в деревне, рассказал, кто стал прототипом для его героя.

- Когда прочитал материал, он мне очень понравился. Мне мой герой сразу напомнил одного человека: ему 90-лет, и он живет в деревне, я очень хорошо с ним общался и понимал, каким должен быть мой герой. Эту роль я посвящаю ему. Пошлю туда диск, скажу: "Смотрите, это Вы, ваша деревня и люди. Спасибо!"

Художник-постановщик Аркадий Шаинов, благодаря которому фильм получился таким визуально красивым и органичным, так же ответил на пару вопросов.

- Какую задачу вы ставили перед собой, когда работали над фильмом?

- Задачей моей было придать всему максимальную художественность. Но там и так были замечательные пейзажи, можно было, конечно, все на проходах снять, получилось бы эстетское кино (с улыбкой). Красота красивейшая! Просто сказочно. Ну, а мне надо было следить, чтобы все было по течению верно. Вся сложность в подготовительном процессе: пришлось выкапывать эти блиндажи, сыпать землянки, когда мы растягивали проволоку, то все были в крови. А актеры вообще там выкапывали настоящие гильзы и мины. Вот, например, Ира Яковлева взяла металлоискатель и нашла взрыватель авиабомбы. И бегает с ним, довольная. Евгений (режиссер), как увидел это, то сразу выбросил в воду находку и кричит: "Вы что!". А вообще, там Земля пропитана войной. Разорванные куски металла. Как будто их как бумагу рвали.

- Как на съемки реагировали местные жители?

- Рассказывали нам, как они работали на немцев, потом на советских солдат, потом начались подозрения, что они работали на фашистов. Невероятно, что им удалось дожить до такого времени, они же жили среди фашистов.

Я начал расспрашивать одну женщину, а она как будто на допросе начала отвечать. Говорит мне: "Я честно работала, честно отрабатывала". Понял, что попал в критическую точку. Но мы там желанные гости были: молочко, яички нам носили. А когда они аппаратуру нашу увидели, так это просто счастье для них было. Все эти краны МЧС, софиты, ночь как день. Они все кричали: "Господи, что творится-то!"

- Пугались людей в одежде немецких солдат?

- А мы их просили: "Не стреляйте в "фашистов", это наши ребята". А они: "Покажите! А то не будем знать, в кого стрелять". Но реакция до сих пор имеется, особенно у пожилых женщин, и эта реакция - ненависть. Это не прошло. Долго еще будем чувствовать это.

- Что самое интересное было в съемках?

- Я там сыграл эпизодическую роль. Символ подлости - такой "свой" человек, которого никуда не сдвинуть. Это я в самом начале с очаровательным лицом пододвинул урну для голосов, после чего уволили Изольду и Жору. Вообще, много чего было. Я перевернулся на рабочей машине, помял ее сильно, хорошо, хоть ребята не погибли.

Еще мне там кирпич упал на голову. Так что было опасно. Здорово было, когда к нам в домик залетел сапсан, это такая красивая птица с изогнутым носом, мы ее поймали, а потом выпустили на свободу.

Но фильм не был бы таким красивым и цельным без звукового сопровождения. Композитор Евгений Загот рассказал о музыке к фильму.

- Как вы работали над саундтреком?

- Мы встретились с Евгением, посмотрели фильм, выбрали моменты, в которых ставить музыку. Ведь надо было учесть все: где-то пойти от обратного, там музыка как предвестие, где-то подчеркнуть, а где-то вставить сквозную линию. Было трудно. Это кажется, что есть шаблоны, но режиссёру шаблоны не нужны, тут я Евгения Евгеньевича на все 100% поддерживаю. Нужно уловить суть, и бывает даже, что стараешься что-то придумать, а там ничего не нужно - сцена сама работает. У нас там есть несколько тем, например, тема Густава или тема авантюр, или когда Жора что-то такое придумывает.

- Расскажите, пожалуйста, о песнях, созданных специально для этого фильма?

- Это главная тема фильма, которая звучит в конце и в главных моментах. И еще одна песня. Для меня было достаточно неожиданно их написать, хотя у меня и есть мюзикл на русскую тематику, но здесь должна была быть такая современно-русская песня. Получилась она такой стебно-грустной про то, как мы живем и топим нашу страну, мы вроде и с широкой душой, и жутко талантливы, а относимся ко всему крайне безалаберно.

- Что вас больше всего поразило в фильме?

- Фильм не линейный, даже есть какая-то недосказанность. При этом фильм действует. Он живёт! В этом, наверное, и проявляется талант авторский. Несмотря на то, что кино нешаблонное, смотрится оно легко, и ты все понимаешь. Но рассказать, о чем фильм, сложно, он больше рассчитан на передачу ощущений. Его нужно смотреть!

Смотрите фильм "РэПэПэ" с 3 мая в кинотеатре "Художественный".

Елена ВАВИЛОВА

Аннотация фильма:
Трое друзей (Жора, Валера, Изольда) решают создать туристическое агентство для иностранцев - "Stalin_adrenalin.ru". Туристам предоставляется широкий спектр услуг для полного погружения в 1942 год в образе солдат Вермахта в районе Ржева. Но в какой-то момент в местных жителях оживают воспоминания о войне, и аттракцион превращается в реальность. Начинают происходить не только нелепые и смешные ситуации, но и настоящие человеческие драмы.