Бахлулзаде Саттар Бахлул оглы

28 мая 2015
Бахлулзаде Саттар Бахлул оглы Заслуженный деятель искусств, народный художник Азербайджана.

Саттар Бахлулзаде родился в 1909 году в селе Амирджан неподалёку от Баку. Любовь к рисованию появилась у Саттара в раннем детстве. После того, как отец подарил ему цветные карандаши, Саттар рисовал всё, что видел вокруг — праздник Новруз с танцами Кёс-кёса, прыжки молодых ребят через костры и др.

В школьные годы Саттар любил читать стихи Низами Гянджеви, Вагифа, Хагани Ширвани, однако больше всего его вдохновляла поэзия Физули, герои его произведения Лейли и Меджнун. Он рисовал их на обложках своих тетрадей и книг. Учителям нравилось творчество молодого художника. «Тебе, Саттар, один путь — в художники», — говорили они.

Имея огромное желание творить, в 1927 году Саттар Бахлулзаде поступил в Азербайджанский художественный техникум, где получил начальное профессиональное художественное образование. В техникуме Саттара опекал известный к тому времени художник Азим Азимзаде. Окончив техникум в 1931 году, Саттар начал работать с Азимом Азимзаде в газете «Коммунист». Там он проработал два года.

Для продолжения учёбы Бахлулзаде по совету Азимзаде поехал в Москву. В 1933 году он поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова на факультет графики, где учился у Владимира Фаворского. Во время летней практики в Крыму некоторые наброски Саттара заметил русский художник Марк Шагал и предложил ему перейти на факультет живописи. Тот так и сделал. Учителями Саттара Бахлулзаде в институте помимо Шагала и Фаворского были и такие мастера, как Лев Бруни, П.Павликов, К.Истомин и др.

В 1940 году Бахлулзаде работал над картиной «Восстание Бабека», предводителю народного движения против арабского владычества. Но когда работа была закончена и выставлена, Саттару в связи с начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной не удалось защитить дипломную и пришлось вернуться в Баку. После окончания войны Саттар получил несколько приглашений из Москвы для защиты дипломной работы, но Саттар каждый раз отказывался, говоря:«Нужен ли художнику диплом для доказательства своей ценности?».

Почти всю жизнь Саттар прожил в родном селе Амираджан. Очень часто он выезжал на природу, чтобы запечатлеть на холсте всю её красоту. Саттар Бахлулзаде не был женат и всю свою жизнь посвятил искусству.

В 1964 году работы Саттара Бахлулзаде были выставлены в Национальной галерее в Праге. После выставки пять произведений художника были отобраны для коллекции музея. Саттар отказался от гонорара, предложив картины галерее как подарки. Вёл художник простой образ жизни, не заботясь о деньгах. Саттар отличался своей щедростью. Он часто дарил свои картины. В мастерскую художника заходили иностранцы, интересующиеся искусством. Однажды один итальянец решил купить одну из картин художника. Саттар решил подарить ему картину, сказав что никогда не дарит дешёвых подарков.

В 1973 году Саттар серьёзно заболел в связи с отравлением крови. Для лечения при помощи друзей он был отправлен в Москву, где ему сделали операцию. В 1974 году он скончался. Художник был похоронен по собственному желанию в родном селе, в Амирджане, рядом с могилой своей матери.

Саттар Бахлулзаде награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, он заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1960), народный художник Азербайджанской ССР (1963), лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР (1972).

Его произведения: 1961 — «Вдоль Куры», 1962 — «Мечта земли» 1965 — «Слезинки Кяпаза», 1969 — «Азербайджанская сказка», 1970 — «Натюрморт с Шемахинским покрывалом», 1971 — «Джоратские дыни», 1972 — «Апшеронский натюрморт», 1973 — «В садах Мардакяна», «Портрет Физули»