Основополагающие институты культуры

Культура как социальный феномен имеем множество разнообразных форм, реализующих себя в виде различных социокультурных институтов. Каждая из культурных форм обладает своими характерными особенностями, динамикой выражения и развития, тем, что делает данную форму уникальной и не похожей на другие. Каждый культурный институт, являясь выражением определённой культурной формы, несёт миру свою собственную аксиологию (ценностную систему), через которую он не только заявляет о себе, но и старается расширить границы влияния своей системы, включая в неё новые множества субъектов и объектов.



В современной культуре выделились несколько видов социокультурного феномена, характеризующиеся постоянством своих проявлений, индивидуальными особенностями и закономерностями развития. Эти явления, называемые «институтами», прошли или продолжают проходить свой путь становления, развития или упадка, в зависимости от доминирующих в обществе духовных тенденций. Практически каждый из них продолжает играть свою важную роль в общественном сознании, поэтому на их чертах и особенностях стоит остановиться более подробно.



Миф www.risunoc.com/2014/12/mify-legendy-eli-tiunine.html называют первым и самым древним культурным институтом. По мнению французского культуролога Леви-Брюля миф является собой одну из самых ранних стадий развития человеческого сознания с её антропоморфностью, наделением сил природы человеческим характером, чувствами и эмоциями. Миф как культурный институт переполнен символами, он воспевает и героизирует, борется и прославляет, подчёркивает и гиперболизирует. Современный же миф старается создать альтернативу доминирующим формам мышления, сначала конструируя новые наборы символов, а затем и насаждая их в общественном сознании. При этом картина мифа в целом весьма условна, метафорична и не всегда соответствует особенностям культурного кода общества.



Религия следует за мифом, являя собой более «зрелый» и развитый пласт культуры. В религии уже чётко разделён субъект и объект, и уже нет характерного для мифа единства природы и человека. Главное здесь – это Абсолют и Его законы, вера в Бога, в чудо, презрение к человеческому разуму, который не способен познать всю ипостась Бога. «Credo quia absurdum», - провозглашает Тертуллиан, как бы ставя точку в извечной борьбе Веры и Разума.



Культура в религиозном отражении носит подчёркнуто культовый оттенок, она находит своё выражение в готической монументальности храмов, богатстве иконописи, религиозной литературе и теологии. Культура посвящает себя служению Богу.



Искусство как культурный институт идёт параллельно развитию мифа и религии. Оно не мешает им, а скорее дополняет, придавая новые краски и оттенки. Задача искусства – познание прекрасного, чувственная эстетика Бытия, выражение и объективизация своих чувств и эмоций в шедевре. Искусство создаёт систему образов, выражающих специфику субъективного восприятия автора. Оно носит отпечаток своей эпохи, отображает идеалы и ценности своего времени, способствует воспитанию силы духа человека, свободы его воли, независимости в восприятии мира. Для самой культуры это важнейший залог её дальнейшего развития.



Наука является наиболее поздним и фундаментальным культурным институтом. Отделившись как самостоятельная структура в эпоху Возрождения, она ныне занимает одно из доминирующих мест в общественном сознании. Под влиянием науки социум постоянно изменяется, трансформируется, приобретает новые оттенки и формы. Наука всецело полагается на разум, эксперимент, опыт, верификацию и фальсификацию, пытается в относительном найти абсолютное, возносит рационализм на самый верх пирамиды познания. Наука создаёт современную культуру, так как обладает прямой культурогенной функцией. При этом наука весьма суха, лишена этического и эстетического контекста, в этом её отличие от мифа, религии, искусства www.dukoe.com. Но главное - наука создала и продолжает создавать современную цивилизацию, а другие формы культуры дают этой цивилизации духовный, сущностный стержень. И в этом их обоюдная, конструктивная, творческая сила.