Президентство Путина и наши перспективы

Президентство Путина и наши перспективы


























Редакции информационно-аналитического портала АЗЕРРОС


Уважаемая редакция!

На прошлой неделе общественность страны и экспертное сообщество отметили символическую дату – первые сто дней третьего президентского срока В. Путина. Вами тоже было опубликовано интервью с доверенным лицом Владимира Путина, членом президентского Совета по национальным вопросам Союном Садыковым, отражающее его оценку деятельности президента за первые сто дней после инаугурации. Как правило, в большинстве подобных материалов, в том числе и в интервью С.Садыкова, высоко оценивается эта деятельность, или делается оговорка о том, что сто дней – не такой большой срок для обоснованных выводов и заключений. Ознакомившись с этими материалами, а также документами, размещенными на сайте президента, я тоже попытался сделать свои выводы. Не считая себя экспертом по политическим наукам, я рассматривал деятельность президента с точки зрения рядового гражданина и избирателя, который интересуется лишь одним: приведет ли такая деятельность президента к улучшению жизни моих сограждан и в том числе моей жизни?

Прежде чем изложить свои выводы об оценке деятельности президента Путина за первые сто дней его третьего срока, хотел бы предложить вниманию читателей одну свою заметку, опубликованную в журнале «Посев», № 3 за 2010 год. В той заметке мною были затронуты несколько фундаментальных вопросов нашего общежития и, в частности, был сформулирован вопрос о перспективах достижения европейского уровня жизни в России. С учетом ограниченности тиража журнала «Посев», а также исходя из того, что я деятельность президента оцениваю именно с точки зрения ответа на этот, на мой взгляд, главный вопрос, сначала привожу текст заметки.

СОБЫТИЯ, ИНТЕРВЬЮ, ПОЛЕМИКА

03/2010, ПОСЕВ, стр.12 - 13


Размышления участника ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА В ПОЛЬШЕ

"Мои краткие заметки об экономическом форуме в Крынице-Здруй об экономике, истории, политике, Европе и России и сейчас, по прошествии четырёх месяцев, оказались актуальными. Это еще раз подтвердил Давос. Чувствами, которые не покидают меня и по сей день, когда вспоминается Крыница, я хочу с Вами поделиться.

В Крынице собрались глубоко переживающие за происходящее в мире эксперты - обществоведы, политики, экономисты, социологи, правоведы. В форуме участвовали теоретики и практики, действующие политики и отставные государственные деятели, сторонники и противники предложенных для обсуждения идей. В результате форум стал мощнейшим исследовательским центром поиска ответов на многие актуальные вопросы современности.

За три дня на 200 пленарных и секционных заседаниях были обсуждены самые злободневные вопросы европейской жизни, глобальные и региональные проблемы.

Однако известно, что без недостатков работы не бывает, и любое дело можно значительно усовершенствовать, и здесь можно было добиться больших результатов. Для этого было бы уместно уменьшить количество секций, увеличив время обсуждения каждой темы. В этом случае участники имели бы возможность вести дискуссии и прийти к каким-то выводам. При существующем интенсивном графике из-за недостатка времени каждый озвучивает свой монолог, модератор же выслушивает эти монологи, не имея возможности организовать обмен мнениями, выработать консолидирующую идею и произносит свой монолог.

Другое предложение - более тщательно выбирать участников; таким образом, чтобы они, изложив свою точку зрения на проблему, были бы готовы воспринимать аргументы собеседников, вести дискуссии и участвовать в выработке каких-то конструктивных решений. При существующей системе отбора на Форум попадает немало людей, порою озвучивающих одиозные точки зрения, не способных вести конструктивный диалог или участвовать в выработке консолидирующих идей и выводов.

У меня осталось чувство досады и мысль о том, насколько живучи шаблоны общественного сознания и насколько они управляют умами людей, политикой государств.

Шаблон о том, что во всех бедах Европы виновата Россия и русские. Его использовали в тезисах, сформулированных для обсуждения во многих секциях, посвящённых международному сотрудничеству, программе восточноевропейского партнёрства, энергетической политике Российской Федерации, эта тема звучала на пленарном заседании, посвящённом 20-летию падения Берлинской стены и др. В выступлениях отдельных докладчиков прослеживались неприкрытые антирусские настроения.

При этом упускалось из виду очевидное - исторические и общественно-экономические условия.

Россия как крупная евроазиатская держава, сформировавшись примерно 300 лет назад, представляла собой самую молодую империю и проводила внешнюю политику силового подчинения и аннексии чужих территорий согласно установившимся правилам мирового порядка. Во внутренней политике России отличительной особенностью и увековеченной традицией является то, что господствующий класс и простой народ отделены друг от друга почти непреодолимой пропастью, и поэтому во все времена от политики господствующего класса России не в меньшей мере страдали и народы самой России.

Не принимался во внимание и великий вклад народов России в развитие человеческой цивилизации. И историческая ориентированность России на европейские ценности, современный вклад России в энергетическое обеспечение Европы, современные устремления России к сближению с Европой и др.

Конечно, можно ругать Россию и русских сколько угодно, но вряд ли без России и россиян возможно обеспечить мирное и благополучное будущее Европы и Мира. Россия представляет собой огромный рынок и кладезь разнообразных ресурсов экономического развития. Культурное наследие народов России, достижения российской науки, образования составляют весомый вклад в развитие человеческой цивилизации. Поэтому экономическая интеграция европейских стран с Россией, тесное гуманитарное сотрудничество принесло бы большую пользу обеспечению стабильности социально-экономического развития как для Западной и Восточной Европы, так и для России, столкнувшихся с новыми вызовами в начале XXI века.

Очевидно, что совместному движению вперёд, в будущее, мешают старые шаблоны общественного сознания с обеих сторон. Аналогично тому, как в Европе существует гипертрофированный страх перед Россией, так и в России существует непреходящий страх перед Европой, перед Европейско-Американским Атлантическим Альянсом - НАТО. Поэтому вряд ли планы расширения НАТО на Восток и размещение ракет в непосредственной близости от российских границ способствуют укреплению доверия - скорее наоборот, они дают возможность российским «ястребам» всё увереннее управлять общественным мнением и влиять на внешнюю и внутреннюю политику государства.

Ещё одной очень существенной особенностью общественного сознания в России является объяснение всех проблем страны и народа воздействием внешних факторов, а вовсе не внутренними причинами, в первую очередь, русским менталитетом. Поэтому любая антирусская пропаганда в Европе будет провоцировать в России ещё более жёсткие антиевропейские настроения. Наоборот, прагматичные интересы самой Европы требуют, чтобы из Европы звучали дружелюбные голоса по отношению к России и именно к России, а не к её более или менее временным политикам!

Так получилось, что на долю моего поколения выпала судьба пережить историческую полосу великих потрясений, смену общественно-экономических систем, морально-этических, всего комплекса духовных ценностей. Поэтому каждый в той или иной мере, с большей или меньшей частотой и глубиной, причём не раз, пережил (если выжил) эмоциональные потрясения и шок.

Подобное потрясение заставляет заново осмыслить окружающее, переоценить свой внутренний мир, перепроверить свои знания, ощущения, убеждения, в чём-то утвердиться окончательно, а от чего-то отказаться вовсе. Это всегда болезненный процесс, переживаемый тяжело, провоцирующий разнонаправленные мысли, часто грустные, порою светлые, отрезвляющие.

В моей жизни самое сильное, невообразимой глубины потрясение было вызвано тем, что случилось ровно 20 лет назад, когда в Баку ввели советские войска. Это произошло в ночь с 19 на 20 января 1990 г., когда в ответ на требования народа привлечь к ответственности сепаратистов Нагорного Карабаха, восстановить конституционный порядок и остановить этническую чистку в Армении тогдашнее руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым ввело в Баку боевые части Советской армии. Войска открыли огонь из всех видов стрелкового оружия, давили танками собственный безоружный народ - мужчин, женщин, детей, стариков, ветеранов Второй мировой войны. Когда 22 января начались похороны многочисленных жертв этой преступной акции, когда весь город превратился в одно чёрное, угрюмое море людей, и когда по этому морю с площади Ленина (ныне площади Азадлыг - Свобода) поток нескончаемых гробов, осыпанных алыми, как человеческая кровь, гвоздиками, направился в нашу сторону, я с друзьями стоял на возвышении парка Кирова (ныне Шехидлер Хиябаны - Аллея Шехидов), смотрел на этот зловещий караван и не мог понять, как не могу понять и по сей день, как не сошёл с ума!

Позже происходили другие грустные события, судьба преподносила тяжёлые сюрпризы, вызвавшие нервные потрясения. Последний такой случай связан именно с поездкой в Крыницу. Точнее, на обратном пути из Крыницы.

После форума нас посадили в автобусы и повезли из Крыницы в Краковский аэропорт. Первый раз по этой дороге мы ехали ночью. Обратно же выехали утром, в прекрасный солнечный день. И тут-то моё воображение поразила благоустроенность домов польских фермеров. Следовательно, благополучно живут люди на окраине Польши! В течение трех часов мы проехали десятки населённых пунктов на скоростном автобусе «Мерседес» от южной границы Польши по направлению к центру страны. И я не видел одноэтажных и старых домов: все в два-три этажа, или больше, и с прекрасной внешней отделкой. Почти перед каждым домом – цветники, несколько автомобилей и часто ряд современной аграрной техники. Для наглядности могу сказать, что каждый польский хутор выглядит точно так же, как богатый подмосковный коттеджный посёлок «новых русских». Таким образом, внешне самый обыкновенный фермер на окраине Польши живёт так, как живут у нас только избранные в центре России, в Подмосковье!

Поездка в Крыницу состоялась в сентябре. Перед этим весной и летом мне приходилось выезжать в центральные области России и везде наблюдать одну и ту же грустную картину: вымирающие деревни, покосившиеся избы, заколоченные двери и окна, бездорожье... На этом фоне меня не могла не потрясти благополучная жизнь польского фермера на окраине Польши, некогда представлявшей собой колонию России! С того дня меня мучает один вопрос: смогут ли россияне переосмыслить свою жизнь, перестроить её таким образом, чтобы простой российский человек тоже смог жить, как простой поляк на окраине Польши?!
»

Этим вопросом заканчивалась та старая заметка. Поэтому анализ деятельности Президента В. Путина за первые сто дней мне хочется начать с перефразировки того же вопроса: можем ли мы надеяться на улучшения нашей жизни, если он продолжит управлять страной подобным образом?

Я затрону три основных направления деятельности президента.

Первое, что должен был сделать президент, - это формирование своей «команды» – аппарата президента и кабинета министров. Эта «команда» призвана выполнить предвыборные обещания президента, добиваться изменения курса внутренней и внешней политики таким образом, чтобы достигать определенного улучшения жизни населения страны и укрепления ее международного положения.

С огромным сожалением приходится констатировать, что данная «команда» представляет из себя группу людей, знакомых всем по прежней работе в государственных органах управления, проявивших себя в большинстве своем как политические конъюнктурщики и неэффективные руководители. Бывшие министры, провалившие реформы в жизненно важных областях страны, были переведены в аппарат президента в качестве советников, а в новое правительство были назначены не более профессиональные и авторитетные люди.

Достаточно проанализировать только прежнюю деятельность председателя правительства Д. Медведева, чтобы убедиться в недееспособности этого правительства. Спрашивается, что может обещать стране утверждение председателем правительства человека, который, будучи первым вице-премьером, куратором четырех национальных программ, все эти программы провалил и после этого, вместо того чтобы быть отстраненным от любой ответственной должности, был избран на пост президента? Нет сомнения в том, что Дмитрий Медведев является человеком с прогрессивными взглядами, желающим позитивных изменений в стране, обладающим большим обаянием. Однако, к сожалению, быть хорошим человеком не означает быть эффективным управляющим! Как человек, имевший отношение ранее к подготовке руководящих кадров для страны, я вполне компетентно могу судить о его неготовности для руководящей работы, даже после его многолетней практики и экспериментов с государственным аппаратом управления огромной страны. Поэтому от правительства, возглавляемого таким управленцем, кроме политических провалов, убытков казне и временных потерь, ничего хорошего ожидать я не могу. Приведу один лишь пример: когда несколько лет назад, будучи президентом, Дмитрий Медведев публично поддержал идею создания в Москве международного финансового центра, у многих появились надежды на совершенствование финансово-банковского законодательства, судебной системы, правоприменительной практики, инвестиционного климата, в конце концов, элементарных условий жизни и безопасности, транспортного трафика, коммуникаций и т.д. И какое разочарование наступило, когда эта ценная идея, конкретная программа преобразования Москвы в образцовый город мира, превратилась в пиар-акцию по повышению цены определенного участка подмосковной земли, подменялась программой строительства второй, более дорогой Москвы, рядом со старой. Если учесть, что не только окраины страны, – Дальний Восток, Сибирь, Кавказ, - но и самое сердце России, - города Золотого кольца, населенные пункты на расстоянии двух-трех сотен километров от столицы, буквально погибают на глазах от нехватки инвестиций, рабочих мест, дорог, больниц, школ и т.д. Большего кощунства, чем Программа Большой Москвы, представить себе невозможно!

Второе. Во внутренней политике за первые сто дней президент Путин не предпринимал ни одного шага, который бы сигнализировал о повороте в сторону разрешения существенных экономических и социальных проблем страны.

Еще при председателе правительства В. Путине в расчет бюджета страны были заложены заведомо завышенные цены на нефть, очевидно, для оправдания предвыборных обещаний, сложилась порочная практика необоснованного повышения тарифов государственных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, распределения скудных ресурсов бюджета и крупного частного капитала на заведомо авантюрные программы, такие как космодром на Дальнем Востоке, Олимпийский город в Сочи, научный центр в Сколково и др. Первые сто дней показывают приверженность уже президента В. Путина сложившемуся нерациональному подходу управления ресурсами, с точки зрения совершенствования структуры экономики. Усилились тенденции вывоза капитала из страны – как иностранного, так и отечественного.

Как известно, в предыдущие два десятилетия был нанесён огромный ущерб научно-техническому потенциалу страны. Варварские методы перевода экономики на рыночные принципы приводили к массовой остановке предприятий, уходу высококвалифицированных рабочих, инженерно-технического состава и интеллигенции в рынки, торговые центры – за куском хлеба для семьи. Постоянное сокращение финансирования системы образования, здравоохранения, науки, культуры не позволяло обеспечить воспроизводство профессиональных кадров, а неконтролируемая миграция неквалифицированных работников из Средней Азии и горячих точек бывшего Советского Союза всё больше ухудшала качество трудовых ресурсов страны. Что предпринял господин Президент для приостановки этих негативных тенденций, для восстановления научного и кадрового потенциала, так нужного для инновационной экономики?

Господина Фурсенко, одного из главных виновников развала российской науки и образования, перевели в советники Президента, а на его место был назначен человек, который в своём первом же публичном выступлении заявил о необходимости сокращения бюджетного финансирования вузов. Точно такое же отношение обнаруживается в здравоохранении, культуре, других отраслях социальной инфраструктуры.

Третье. Во внешней политике первые шаги Президента подтвердили приверженность негативной тенденции последних лет, отсутствие желания и воли существенно скорректировать и оптимизировать внешнеполитический курс России.

Путин отказался поехать на саммит «восьмёрки» в Вашингтоне и встретиться с президентом США. Первые внешние поездки он совершил в Китай, Узбекистан, Казахстан. Тем самым Президент показал, что перезагрузка в отношениях с СЩА не получилась, он занял открытую антизападную позицию и позицию заигрывания с Китаем. Спрашивается, ради чего совершилась либеральная революция в России в конце 1980-х – начале 1990-х годов? Ради чего было принесено столько жертв на алтарь этой революции? Для того чтобы принять западную модель экономики, передовые западные технологии, принципы демократии, гражданских прав и быть принятыми в сообщество развитых стран, или развалить народнохозяйственный комплекс страны, социальную инфраструктуру, военно-промышленный комплекс и вооружённые силы, чтобы заново занять позицию конфронтации, став ослабленными на несколько порядков?! В условиях усиления единственной внешней угрозы для России в лице Китая более ошибочной политики, чем эта, не представляется.

Чем помогла российская внешняя политика при премьере или президенте Путине народам Сербии, Туниса, Йемена, Ливии, Сирии и др.? То, что мы потеряли друзей и рынки в арабских странах, совершенно очевидно.

Будучи претендентом на должность президента, Владимир Путин декларировал идею евразийской интеграции от Лиссабона до Владивостока и объявил СНГ приоритетом своей внешней политики. Однако первые шаги президента и его команды ставят под сомнение даже перспективы укрепления СНГ. Не успев наладить взаимосвязи в рамках Таможенного Союза и Соглашения о едином экономическом пространстве трёх стран, он определил сроки (2015 год) скорейшего создания Единого валютного союза с расчётной единицей на основе рубля и единым эмиссионным центром. Спрашивается, может ли сегодня Россия представить себя как лидера будущего союза, как положительный пример другим странам СНГ? Ведь, по всем основным параметрам экономической модели, способам государственного урегулирования и управления финансово-банковской системой, бюджетными и внебюджетными ресурсами, инвестиционному климату предпринимательской среды, механизмам государственной социальной политики и многому другому положение в России значительно хуже, чем в Казахстане, Белоруссии, Азербайджане и других государствах СНГ.

Одним из первых среди лидеров стран СНГ президент Владимир Путин повидал лидера Армении Сержа Саргсяна, претендующего на второй президентский срок, и обещал ему поддержку. Как известно, Армения держит под оккупацией 20% территории Азербайджана (Нагорно-Карабахская автономная область и 7 прилегающих административных районов), готовится к оккупации юго-западного региона Грузии (Джавахетия), не снимает территориальные претензии на восточные области Турции. Сам Серж Саргсян является государственным преступником, участником антигосударственной деятельности при Советском Союзе (Россия является правопреемником СССР), одним из организаторов Ходжалинского геноцида. То есть он – военный преступник, обвиняемый в преступлениях против человечности, ответственный перед армянским народом за политику, не соответствующую его стратегическим интересам, лишающий этот народ элементарных условий жизни сегодня и будущего развития.

После подобного выражения симпатий как могут довериться президенту Путину народы бывшего Советского Союза, какую справедливость от него могут ожидать? Как народы СНГ и РФ могут довериться Путину, терпевшему долгие годы на высокой государственной должности провокатора и авантюриста Жириновского? О каком патриотизме по отношению к России, о каком дружелюбии по отношению к соседним народам можно говорить после утверждения им Дмитрия Рогозина вице-премьером правительства России?

Почему после трагедии в Крымске не был отправлен в отставку краснодарский губернатор Ткачев? Почему президент не поручил Следственному Комитету и Генеральному прокурору разобраться с его публичными выступлениями, административными решениями, которые, по существу, являются провокацией новой кавказкой войны?

Единственным положительным фактором избрания Владимира Путина президентом РФ абсолютным большинством голосов является подтверждение политической стабильности в стране. Более того, своим избранием он доказал, что является руководителем, способным добиваться нужных решений и нужных результатов. Обеспечив себе пост президента России, он добился главного - политической стабильности в стране, предотвратил её сползание к хаосу. Это является, несомненно, большой заслугой Путина как государственного деятеля. Но поскольку он избран легитимно, большинством избирателей и умеет добиваться результатов, то и граждане ожидают от него большего: изменения механизма государственной власти таким образом, чтобы жизнь в России изменилась к лучшему. Однако, судя по всему, пока это ему не удаётся. А для того чтобы удалось, Владимир Путин, не теряя времени, должен приступить к разрешению ключевых социально-экономических проблем страны. Начать нужно было бы с серьезного обновления «команды» президента за счет эффективных управленцев, любящих свою страну, способных мыслить по-государственному, готовых служить отчизне бескорыстно.

А за рецептами разрешения неотложных проблем далеко идти не надо, можно перенять опыт ближайших соседей. Так президенту Казахстана Н. Назарбаеву удалось превратить Алма-Ату в региональный финансовый центр и отстроить новую столицу Астану, город 21 века; президенту Азербайджана И. Алиеву удалось добиться существенного развития ненефтяного сектора, построить новые поселки, города, где была размещена большая часть миллионной армии беженцев, жертв армянской агрессии, создать новую сеть транспортных коммуникаций, олимпийских и медицинских центров, школ и т.д. Президенту Белоруссии А. Лукашенко удалось сохранить государственный сектор экономики, защитить систему социальных гарантий населению, не дать разрастись коррупции. Президенту Грузии М. Саакашвили удалось покончить с коррупцией, воссоздать курортно-туристический комплекс, превратить страну в узел международных транспортных коммуникаций.

Недавно известный музыкант Андрей Макаревич обратился в открытом письме к Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на проблему угрожающих масштабов коррупции и дошедшую до абсурда схему «откатов» при заключении госзаказов. Президент в своем ответе признал важность борьбы с коррупцией и заметил, что часто российские бизнесмены сами провоцируют ситуацию, пытаясь получить определенные преференции и выгоды. В этой связи возникает естественный вопрос: неужто россияне больше склонны к предложению подарков и взяток, чем население Грузии? Конечно, в это поверить трудно. Но можно поверить тому, что изменение к лучшему в России зависит не только от пожеланий и деятельности одного президента Путина. Это зависит от желания и неустанной работы каждого гражданина России. Давайте же будем интенсивно трудиться сами и требовать от президента эффективного руководства нашей страной.

Сафаров АЗЕР Муршуд оглы, кандидат экономических наук, доцент, член Международной ассоциации писателей и публицистов