A чукча в чуме ждет ответа

A чукча в чуме ждет ответа Да, судя по анекдотам, из всех народностей Севера мы знаем только их - чукчей

Собственно, так же, как на Северном Кавказе для большинства русских – все чеченцы, а в Закавказье живут одни грузины. Тем не менее, на Севере живут не только герои распространенной серии анекдотов, но и камчадалы, эвенки, якуты, тунгусы, юкагиры, алеуты, вогулы, остяки, эскимосы, нганасаны...

Покорение было неизбежным?

Всем нам памятна знаменитая картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири». Её огромные пространства покоряли долго. Здесь народившийся новый век Петра и Екатерины столкнулся с первобытнообщинным строем, и, казалось, покорение аборигенов Севера было неизбежным. Но исторические данные свидетельствуют о том, что, как и чеченцы на юге, чукчи на севере оказались в числе тех народов, которые так и не были до конца покорены. Племя чукчей, которое никогда не насчитывало более пятнадцати тысяч человек, было официально признано состоящим в союзе с Российской империей, а не в подчинении у нее.

Живыми в плен не сдавались

Сами российские военачальники высоко оценивали воинские достоинства этих жителей Севера. «Чукчи – народ сильный, рослый, смелый, плечистый, крепкого сложения, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивает. Привести чукчей в подданство невозможно», - доносил в 1732 году в канцелярию Тобольска майор Павлуцкий.

Известно, что народы, населявшие огромный северный край, вели между собой беспрерывные войны за обладание территориями, пастбищными угодьями и оленьими стадами.

Особое внимание

Защита от оружия противника у чукчей всегда стояла на первом месте. Они умели храбро сражаться, а также создавали свои необычные виды оружия и защищающих доспехов. Воины как защитники стойбища, а в других случаях и как завоеватели, всегда были окружены особым вниманием сородичей. Для защиты воины в основном использовались панцири. Они изготавливались из костяных пластинок, которые иногда нашивались на прочную лахтачью шкуру (лахтак - один из видов тюленя). Женщины прошивали твердую, как жесть, шкуру лахтака нитками из оленьих сухожилий. При изготовлении снаряжения использовались кости оленя, морских животных, в том числе клыки моржа, даже бивни мамонта.

Ремешки и пластины

Нужно сказать, что кость рога оленя, сетчатые кости морских животных обладают «вязкими» свойствами. В них застревают не только стрелы, но и пули, выпущенные из современного стрелкового оружия. Чукчи искусно использовали качества кости. «Вязкие» шли на изготовление панциря, а «броневые» - на изготовление наручей и поножей, шлемов.

Панцири защищали основную часть туловища, начиная от груди и до середины голени ног. Грудь воина защищал нагрудник, также изготавливаемый из кости или металла, а иногда только с добавлением металлических пластин. К телу нагрудники привязывались ремешками. Голову и часть спины закрывали назатыльники, напоминающие крылья. Они могли смещаться в ту или иную сторону и защищали от стрел часть плеча воина.

Под защитой Келе

Лучники, чтобы обезопасить руку, в которой держался лук, привязывали от кисти до локтя наруч, а на опорную ногу надевалась поножа. Наруч и поножа изготавливались также из костяных пластинок, нашитых на кожу.
С особой тщательностью защищалась голова воина. Для этого чукчи делали шлемы с нашитыми костяными или металлическими пластинами, с добавлением меха волка. Считалось, что волк - это представитель злого духа Келе, и его шкура может взять на себя зло, которое «нагоняет» или «испускает» противник.

Укомплектованный защитными средствами чукотский воин был неуязвим для стрел и острых наконечников копий.
Однако, как бы ни надежно было защитное снаряжение воина, оно все-таки мешало, особенно в рукопашном бою. Тогда некоторые воины сбрасывали с себя панцири, назатыльники и сражались, используя тесак, копье или большой нож.

Ясак – дело добровольное

Победы правительственные войска не одерживали. Так и остались чукчи «немирными инородцами», а в Своде Законов Российской империи появилась формулировка, не имеющая аналогов: «чукчи платят ясак (налог), количеством и качеством, какой сами пожелают».

Исследователи отмечали высокоразвитое чувство собственного достоинства чукчей, определяющее их поведение. «Всякий сам себе хозяин и решительно ни за кем не признает права вмешиваться в его дела», - отмечал Приамурский генерал-губернатор.

«Настоящие люди»

Клановое мышление - характернейшая черта почти всех примитивных народностей, и совсем не случайно самоназвание многих первобытных племен означает в буквальном переводе просто «люди». Между прочим, чукчи, о которых сложено столько анекдотов, чукчами себя никогда не называют: эту унизительную кличку налепили на них соседи-недоброжелатели. Соседи, согласно клановому мышлению, людьми не являются по определению, и поэтому с ними можно обращаться, как с обыкновенной дичью. Сами же охотники на морского зверя именуют себя возвышенно и гордо — луораветлан, что в переводе означает «настоящие люди».

Забеременеть от эрыма

«Никто из них не позволит себе сделать что-либо в ущерб своему соседу», - вспоминали исследователи. Забота о ближнем для аборигенов Севера была нормой жизни. Чукчи очень ценили людей, обладавших большой физической силой, организаторов боевых действий. Их уважительно называли эрымами, что означало «богатырь», «силач», а в нынешней транскрипции – «начальник».
Хороших воинов всячески оберегали, им не поручали черновую, грязную работу. Эрымы пользовались исключительной любовью у всех северян, но особенно у женщин. Любой красотке в стойбище было весьма почетно забеременеть от такого силача. Еще более почетно было иметь от эрыма детей, особенно мальчиков - будущих воинов.

Главное – чтобы рожала

Испокон веков родовые и семейные связи для коренных жителей Чукотки были основой их существования. Именно семья и род помогали человеку выжить в суровых условиях Севера. Поэтому заботой о продолжении рода обусловлены многие традиции у народов Севера. Молодым женщинам делали татуировки на лице с единственной целью - увековечить принадлежность к тому или иному роду. Каждый мужчина знал по татуировке на лице, из какого рода его будущая жена. В одном роду женщины считались старательными и работящими, в другом - ленивыми и неряшливыми, а в третьем - охочими до мужчин, но не заботливыми матерями. Вот и выбирали мужчины, какая кому невеста по душе, из какого рода.

Мастерство молодой женщины определялось очень просто: если она шила летнюю обувь для мужчины так, что швы не пропускали воду, - она старательна и мастеровита. Правда, для жены гораздо важнее было главное женское качество - рожать много детей.

Муж-малолетка

Заботой о сохранении рода мотивировалось и малолетство в супружестве. Если в роду или семье было мало женщин и слишком много мужчин, то брали в жены девушку для мальчика-малолетка. Жена обязана была вести себя прилично и ждать, когда ее малолетний муж подрастет и вступит с ней в интимные отношения.
Брали в жены и малолетних девочек, если того требовала семья или род, воспитывали мужья их до совершеннолетия и только тогда начинали обзаводиться детьми. Вступать в половые связи с малолетними мальчиками или девочками категорически запрещалось, и этот запрет строго соблюдался. Юные мужья и жены находились под неусыпным наблюдением и охраной родственников.

Священная добыча

Помогали чукчи выжить не только своим. Когда в 1866 году на Колыме разразился голод "в связи с нехваткой рыбы, и русские жители ели ремни и налимьи кожи, которыми были затянуты окна домов», чукчи пожертвовали соседям несколько сотен оленей, чтобы люди не умерли от голода. Добыча, ради которой охотник рисковал жизнью и на которую тратил при охоте немалые силы, считалась общим священным даром богов. Убитый зверь приносился на стойбище, передавался женщинам племени и делился на всех, причем добытчику иногда доставалось меньше всех, а шкура отдавалась беднейшей семье. Каждый житель поселка получал свою долю независимо от того, кому удавалось убить зверя. И если в соседнем стойбище охота была неудачной, туда приносили и мясо, и сало, вся еда раздавалась без всякой платы. Помогали попавшим в трудное положение собаками и оленями.

Оленина – пища драгоценная

Много столетий назад произошло разделение чукчей на оленных и береговых. Оленные чукчи - чаучу - в пищу использовали в основном оленину. Мясо оленя усваивается человеческим организмом значительно лучше, чем баранина, говядина, свинина и даже курятина. Олень поедает, кроме ветоши (мелкие веточки карликовых деревьев), молодых побегов осоки и листьев, еще и в больших количествах ягель. А ягель обладает антибиотическими и другими лекарственными свойствами. Отсюда столь высока ценность мяса оленя. Возможно, поэтому оленеводы и другие жители тундры, кто питается олениной, не болеют сахарным диабетом, атеросклерозом, гипертонией, болезнями сердца и многими другими.

Дозор на сытый желудок

Чукчи мясо никогда прежде не жарили, а только варили на костре. Причем варили не очень долго, так, чтобы мясо было сочным, с кровинкой. Тогда оно сохраняет все свои питательные качества.
Блюда из этого мяса готовились самые разнообразные. Утром, перед выходом на дневное дежурство, пастух ел холодную отварную оленину с кусочками жира и запивал горячим мясным бульоном. В обед зимой употребляли мороженое мясо, запивая чаем.

Вечером, перед ночным дежурством, пастух, как правило, ел густую кашицу, приготовленную из оленьей крови, кусочков жира, мяса и небольшого количества муки. Эта кашица (по-чукотски - рилькын) очень питательна. Заправившись такой сытной едой, пастух бодрствовал всю ночь, охраняя оленей от волков.

Мозги для новобрачных

Издревле в качестве приправы для оленины использовались различные растения, в том числе стебли золотого корня, щавель, дикий лук, молодые побеги ивняка, различные коренья, ягоды. На зиму растения квасили и также использовали в пищу.

У оленных людей деликатесом считаются обжаренные на огне хрящи весенних рогов оленя, молодые личинки подкожного овода (чистый белок), язык, костный мозг. Именно этими деликатесами угощают важных и желанных гостей. Молодых людей в брачную ночь кормили мозгами оленя. Считается, что именно мозги стимулируют сексуальную активность мужчины и женщины.

Кит тоже сгодится

Береговые чукчи, то есть те, кто занимался охотой на морских животных, питаются в основном мясом моржа, кита, тюленя, нерпы. Принцип приготовления мяса морских животных фактически тот же, что и оленины. Правда, мясо морских животных в качестве строганины не употребляется. Зато считается лакомством верхняя часть кожи кита - монтак. Жуют эту часть кожи с прослойкой жира и дети, и взрослые.
Между береговыми чукчами и оленными и в былые времена, и в наши дни ведется постоянный обмен. Одни дают мясо оленя, другие - мясо и жир морских животных.

Цивилизация принесла дизентерию

Конечно, история народов и народностей Севера не исчерпывается XIX веком. И XX век полон для них драматических и зачастую не очень приятных событий. В предвоенные и послевоенные годы, когда была создана интернатская система воспитания детей северных народов, традиционное питание чукчей и эскимосов было заменено на европейский пищевой стандарт. Детей пичкали кашами, картофелем и прочим. Отсюда и вспышки дизентерии, других желудочно-кишечных заболеваний. Но давление «цивилизации» победило. Тем не менее, северные народы всех возрастов до сих пор привязаны к мясу оленя. И по-прежнему, как века назад, оно доминирует в рационе питания чукчей.

Вот состав блюда, которое победило в конкурсе «Пища для влюбленных»: триста граммов отварных мозгов оленя смешать с двумя вареными яйцам гаги, добавить зеленые побеги золотого корня. Употребляется в холодном виде».

Все меньше и меньше

В наше время часть этой народности ассимилировалась с другими, более многочисленными, многие обрусели, стали носить русские имена и фамилии, в целом подобный исторический процесс неизбежен. Вот только проходить он должен с наименьшими издержками как для целого народа, так и для отдельных его представителей. Вот с этим - худо. Представителей становится все меньше и меньше. Здесь сказываются и экология, и генетика, и качество жизни. В общем, все, как в России, только более жестко.

Вот почему принимаются соответствующие программы, а по сути, программы выживания народов Севера на самом высоком уровне. Конечно, об их эффективности говорить рано. Но как было бы хорошо, если бы, выделяя средства, мы со своей психологией обывателя не смотрели к соседу в карман: больше ему досталось или меньше. Ведь, что ни говори, а хозяйство наше общее и страна одна - Россия. И надо делать так, чтобы всем ее жителям было в ней жить хорошо. Ведь «чукча - не дурак, чукча - умный».

Анатолий УРАЛОВ, социолог