ПРИКАЗ ПУТИНА: ЧИНОВНИКОВ – НА РОССИЙСКИЕ АВТО

8 апр 2012
ПРИКАЗ ПУТИНА: ЧИНОВНИКОВ – НА РОССИЙСКИЕ АВТО Депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков комментирует ИАП АЗЕРРОС инициативу Путина


ЧИНОВНИКОВ ПЕРЕСАДЯТ НА РОССИЙСКИЕ АВТО

На минувшей неделе российские чиновники, привыкшие кататься по ухабистым отечественным дорогам на иномарках класса «люкс», пережили настоящий шок. Во время своего визита в город Тольятти, на родину АвтоВАЗа, премьер-министр Владимир Путин объявил тоном, не терпящим возражений: государственные служащие России должны пересесть на отечественные автомобили.

Путин уточнил, что новая концепция госзакупок предусматривает, что для служебных нужд госучреждения страны можно заказывать лишь автомобили, произведенные на территории стран Таможенного Союза - России, Белоруссии и Казахстана. Срок указан конкретный – до января 2013 года. «Считаю, что все органы государственной, муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые за счет федерального бюджета, должны уже со следующего года покупать только автомобильную технику, производимую в РФ, Казахстане и Белоруссии», - подчеркнул глава правительства.

ПУТИН ПОДДЕРЖАЛ ИНИЦИАТИВУ ГУДКОВА?

По сути Путин, выпустив очередное устное распоряжение, поддержал многомесячную борьбу депутата от партии «эсеров» Геннадия Гудкова против использования чиновниками разных уровней народных денег на покупку самых дорогих автомобилей. В сентябре 2011 года один из лидеров «Справедливой России» Геннадий Гудков опубликовал на своем сайте результаты своего расследования.

Как выяснилось, в 2007-2009 годах российские чиновники на деньги налогоплательщиков закупили 173 дорогих автомобиля BMW 7-й серии. На 2-м месте по популярности среди чиновников также роскошные марки Audi A8 и Toyota Land Cruiser 200: за те же годы было куплено 160 и 146 машин соответственно.

Расследование Гудкова показало, что полномочный представитель при президенте России самого бедного региона России - Чечни - ездит на флагманском Lexus LS600 за 4,75 млн рублей. Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарии собирается закупить на народные деньги двухсотый Cruiser в комплектации «полный люкс» с вентилируемыми сиденьями по цене 3,3 млн рублей.

А чиновники госучреждения «Авиалесоохрана», подведомственного Рослесхозу, почему-то собирались потратить народные деньги на закупку для себя автомобиля класса «люкс» Lexus LS 600h. Но вовремя вмешалась прокуратура.

По итогам своего расследования депутат Гудков в январе 2012 года внес на рассмотрение Госдумы поправки в закон о госзакупках, запрещающие покупку автомобилей стоимостью свыше 2 млн руб. любыми государственными учреждениями, госкорпорациями и компаниями с долей государства от 20% и выше.

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ МЕНЯЕТ ПОЗИЦИЮ

Примечательно, что эту инициативу Гудкова поддержали и коммунисты. КПРФ внесла в Госдуму законопроект, согласно которому чиновники могут покупать автомобили дороже 1 млн рублей за счет бюджета только с разрешения правительства.

Минэкономразвития выступило против этой идеи. «Закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники», — говорится в отзыве Минэкономразвития на законопроект.

Однако Геннадий Гудков уверен в обратном: «Обслуживание автомобилей премиум-касса значительно дороже, чем более дешевых машин», - уверен он. В начале октября 2011 года эту позицию Гудкова подтвердила Счетная палата Саратовской области, которая выяснила: за два года на ремонт Mercedes саратовского губернатора из госбюджета было израсходовано 5,7 млн рублей.

Весной 2012 года, после вмешательства в эту ситуацию Владимира Путина, Минэкономразвития поменяло свою позицию. Это ведомство фактически поддержало идею Гудкова, пообещав, что до конца мая будет разработан законопроект о ценовых ограничениях при госзакупках служебных автомобилей. Согласно этому документу, госзакупки отныне будут ориентированы на приобретение автомобилей, изготовленных на территории России, Белоруссии и Казахстана.

СМОЖЕТ ЛИ ПУТИН УБЕДИТЬ ЧИНОВНИКОВ?

Впрочем, эксперты не уверены, что чиновники на местах не будут саботировать распоряжение Путина и Минэкономразвития о запрете на закупку служебных автомобилей стоимостью выше 1 или 2 млн рублей. Ведь еще в "лихие" 90-е годы первый вице-премьер в команде Ельцина Борис Немцов хотел заставить своих подчиненных ездить на машинах «ГАЗ-24» советского образца. Но эта идея очень скоро «заглохла».

Видимо, понимая, что загонять чиновников в угол нельзя, Путин предлагает им пересесть не на «Жигули», а на иномарки, но укомплектованные на территории России по западным технологиям. Например, популярностью чиновников правительства РФ пользуются автомобили Ford Mondeo, собираемые во Всеволжске (Ленинградская область), а также Toyota Camry из Санкт-Петербурга и BMW калининградский сборки.

Инициативу Владимира Путина пересадить чиновников на российские автомобили по просьбе ИАП АЗЕРРОС комментирует депутат Госдумы РФ от «Единой России», первый заместитель главы комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, лидер Движения автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков:

- Идея Владимира Владимировича вполне логична, и она нацелена на то, чтобы бюджетные средства шли не на закупку автомобилей, производимых за рубежом. Вместо этого бюджетным учреждениям предлагается приобретать автомобили, которые собираются на территории России. Впрочем, эти транспортные средства отечественными являются только условно. По сути это те же иномарки, однако их сборка осуществляется в России. Здесь важно ограничить верхний предел стоимости таких автомобилей. Но лично я против того, чтобы чисто механически подходить к замене более качественных автомобилей на менее дорогие. Ведь тут возникает проблема: у дешевых автомобилей могут быть более высокие, чем у дорогих, затраты на содержание и ремонт. И переходить на наши автомобили имеет смысл только в том случае, если они выдержат конкуренцию по качеству с моделями, собранными на Западе. Я разделяю заботу правительства России по поводу рентабельности продукции Тольяттинского завода, однако в то же время я убежден: только конкуренция со стороны зарубежных компаний может стимулировать отечественного производителя к повышению качества автомобилей. И любые протекционистские меры, которые с подачи Минавтопрома могут быть введены для отечественных автопроизводителей, окажутся в конечном счете контрпродуктивными.

Айдын МЕХТИЕВ, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований