Почему Узбекистан вышел из ОДКБ?

Почему Узбекистан вышел из ОДКБ? Ташкент опасается усиления военной мощи России в регионе

ИСЛАМ КАРИМОВ БРОСАЕТ ВЫЗОВ РОССИИ

В минувший четверг, когда многие информационные агентства России опубликовали «молнию» о решении Узбекистана приостановить свое членство в ОДКБ, официальные лица в Кремле и на Смоленской площади хранили многозначительное молчание.

Нежелание официальных лиц выступать с комментариями этого шага Ташкента объяснялось, с одной стороны, некоторым шоком, с другой – нежеланием обострить отношения между Россией и Узбекистаном. Впрочем, отношения между двумя странами сейчас неизбежно вступают в полосу, когда будут сгущаться тучи.

Ведь решение Ислама Каримова покинуть корабль под названием «ОДКБ» в момент, когда в Москве всерьез собирались усилить оборонительный щит стран СНГ, может создать опасную брешь в системе обеспечения безопасности региона. Ведь выход из ОДКБ фактически означает, что отныне спецслужбы и военные Узбекистана не будет обмениваться с соседями по СНГ своей информацией, и, конечно, в ответ тоже ничего не получат. В итоге напряженность между Узбекистаном и другими странами Центральной Азии будет только расти.

Впрочем, отношения Ташкента с Бишкеком и Душанбе и без того очень сложные. Ислам Каримов, не скрывающий притязаний своей страны на лидерство в регионе, с раздражением наблюдал за усилением российского военного влияния в Киргизии. Решение Москвы создать на киргизской территории вторую военную базу Каримов расценил как пощечину. Однако Москва не изменила своего решения.

Особая тема – это отношения Узбекистана с другим партнером по ОДКБ, Таджикистаном. Яблоко раздора – Рогунская ГЭС, которую Душанбе строит на своей территории. Каримов долго и терпеливо призывал Москву отказаться от планов сооружения этой ГЭС на таджикской территории. Однако и здесь, как в истории с военной базой в Киргизии, мнение Каримова не было принято во внимание. Россия заявила, что ее специалисты будут продолжать оказание помощи Таджикистану в строительстве этого объекта.

ТАШКЕНТ ПРОТИВ УСИЛЕНИЯ РОЛИ ОДКБ

Еще в 1999 году в Москву поступил тревожный звонок из Ташкента: Каримов неожиданно отказался продлевать договор по ОДКБ. И целых 6 лет Ташкент был вне рамок этой организации. Возможно, он продолжал бы держаться в стороне от ОДКБ, если бы не кровавая драма в Андижане в 2005 году.
Каримов был не готов к тому, что США и Евросоюз начнут массированную пропагандистскую атаку против него, обвинив его в «жестоком подавлении мирного протестного движения». И тогда Узбекистан вновь пошел на сближение с Россией, вновь вступив в ОДКБ. И вот, спустя 7 лет, в июне 2012 года Ташкент вновь «приостанавливает» свое членство в ОДКБ.

По мнению экспертов, Каримов с самого начала был против усиления роли ОДКБ в регионе. В частности, он выступил против инициативы Москвы создать коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) в рамках ОДКБ. Узбекистан отказался подписать документы по КСОР, опасаясь того, что в случае возникновения военных споров между странами Центральной Азии Москва может использовать эти миротворческие силы в ущерб суверенитету одной из стран ОДКБ.

ВОЕННАЯ БАЗА США ВМЕСТО ОДКБ?

Одновременно Узбекистан ведет политику по укреплению военного сотрудничества с США. Еще в 2009 году Ташкент и Вашингтон вели переговоры об открытии в Узбекистане военной базы. Было подписано двустороннее соглашение о военном сотрудничестве.

Теперь, в свете готовящегося в 2014 году вывода войск НАТО из Афганистана, администрация Обамы хотела бы оставить часть своей техники и вооружений на территории Узбекистана. Ташкент вроде бы не против, но как члену ОДКБ ему пришлось бы согласовывать этот шаг с другими странами-членами этой организации. Однако Каримов решил просто-напросто выйти из ОДКБ и завершить военное сотрудничество с ее странами.

В этой связи эксперты высказывают предположение, что США дали Каримову обязательство впредь не критиковать Ташкент за нарушения прав человека. Таким образом, Узбекистан может играть для США в Центральной Азии ту же роль, какую играет Пакистан в регионе Южной Азии.

Исламабад является верным военным союзником Вашингтона, который старается не вмешиваться в политическую ситуацию внутри Пакистана. Зато Исламабад получает от США заметную финансовую помощь. Каримову тоже нужны деньги для модернизации узбекской экономики. В Ташкенте, видимо, пришли к выводу, что у «дядюшки Сэма» больше финансовых возможностей, чем у России.

Решение Узбекистана по просьбе ИАП АЗЕРРОС комментируют российские политологи Владимир Жарихин и Евгений Минченко.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:

- На мой взгляд, налицо попытка Ташкента заигрывать с Вашингтоном, причем сближение с США происходит на фоне осложнения отношений Узбекистана с партнерами по ОДКБ, и прежде всего – с Киргизией и Таджикистаном. Впрочем, я не исключаю того, что через какое-то время Ташкент вновь вернется в ОДКБ. Я не думаю, что в настоящее время решение Узбекистана приостановить свое членство в ОДКБ может ослабить работу этой организации. По сути, в течение минувших нескольких лет Ташкент не участвовал в целом ряде мероприятий в рамках ОДКБ, и его членство в этой организации было чисто формальным.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

- Ташкент долгие годы пытался играть на противоречиях России и США, с тем чтобы подчеркнуть свою роль в регионе. На мой взгляд, Каримов, приостановив членство своей страны в ОДКБ, пошел на рискованный шаг. Отказавшись от участия в системе коллективной безопасности в рамках ОДКБ, Ташкент сделал ставку на усиление военного сотрудничества с Вашингтоном. Однако Каримов должен понимать, что США не могут выступать в роли гаранта безопасности в этом регионе.

Владимир КРУГЛИКОВ, политический обозреватель